Введение
Страница 2

при использовании более сложного метода опосредствования (буквенного), эффективность запоминания может быть снижена по сравнению с другими условиями запоминания.

Задачи

исследования:

1) Произвести репликацию методики А.Н. Леонтьева (реконструкция иллюстративного материала - средства запоминания (картинки), а также инструкций, протоколов и процедур обработки данных).

2) Провести экспериментальное исследование вербальной непосредственной и опосредствованной памяти в подростковом возрасте.

3) Проанализировать полученные результаты.

Методы и методики исследования и анализа результатов:

1. методика А.Н. Леонтьева (в измененном и доработанном виде);

2. методы статистической обработки: 1) проверка значимости различий средних значений – критерий Уилкоксона, t-критерий Стьюдента; 2) оценка различий между выборками по уровню признака, количественно измеренного – критерий Краскела-Уоллеса.

База исследования (испытуемые):

в состав испытуемых нашего первого (пилотажного) исследования (2006-2007 гг.) входили 5 девочек и 5 мальчиков, всего 10 человек (средний возраст 13 лет). Испытуемые учились в 7 классе ГОУ СОШ СВАО г. Москвы. Также в 2007-2008 учебном году нами было проведено исследование, участниками которого стали ученики 8 класса, 9 девочек и 8 мальчиков, всего 17 человек (средний возраст 14 лет). Место проведения исследования - ГОУ Лицей ЮАО г. Москвы. Кроме того, в 2008-2009 учебном году нашими испытуемыми стали ученики 6 класса, 11 девочек и 8 мальчиков, всего 19 человек (ГОУ Центр Образования ЦАО г. Москвы). Общая численность нашей выборки составила 46 человек.

Научная новизна и теоретическое значение

работы заключается в том, что в ней проведена частичная репликация методики А.Н. Леонтьева (1931) - исследование развития памяти у испытуемых подросткового возраста в условиях непосредственного и картинно-опосредствованного запоминания, а также добавлено новое условие опосредствования (с использованием букв). Проведенное исследование позволило провести сравнительный анализ развития характеристик непосредственной и опосредствованной памяти у подростков конца 20-х годов двадцатого века и учащихся подросткового возраста начала двадцать первого века. Реализация данного исследования дает возможность дополнить картину развития памяти, представленную А.Н. Леонтьевым, новыми фактами, проследить особенности развитие памяти у подростков, находящихся в современных социокультурных условиях.

Практическое значение

работы состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в дальнейшем при построении уроков по теме «Память» в образовательных учреждениях, а также в преподавании университетских дисциплин «Общая психология» и «Возрастная психология».

Страницы: 1 2 


Тематический план
Наименование разделов и тем Трудоемкость Очная форма обучения Заочная форма обучения Л ПР СРС Л ПР СРС Раздел I. Теория и практика социальной психологии Тема 1.1. Место социальной психологии в системе научного знания 6 2 2 2 2 4 Тема 1.2. Предмет и объект изучения социал ...

Приложение 1
ОПРОСНИК АГРЕССИИ БАССА-ДАРКИ ИНСТРУКЦИЯ: Ответьте "да" или "нет" на приведенные ниже вопросы. ТЕКСТ ОПРОСНИКА 1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. 2. Иногда я сплетничаю о людях, которых я не люблю. 3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. 4. Если меня не попросят по-хоро ...

Некоторые причины возникновения школьного стресса у детей. Исследование значения ожиданий учителя как возникновение стресса
Ожидания являются звеном, замыкающим цикл взаимодействий ученика и учителя. Если, например, школьник считает себя малоспособным, то все его действия будут отражением этой убежденности; тогда и учитель, и одноклассники будут вынуждены взаимодействовать с ним соответствующим образом: постепенно мнение о нем как о малоспособном станет не т ...