Введение
Страница 1

Данная работа посвящена рассмотрению развития опосредствованной памяти в подростковом возрасте (12-15 лет).

Процессы памяти выполняют большую роль в обеспечении жизнедеятельности человека. Позволяя сохранять жизненный опыт и знания об окружающем мире, память создает возможности для развития человека, его психики. Уникальная особенность человеческой памяти - ее зависимость от социокультурных условий жизни человека. С изменением этих условий меняются формы запоминания, происходит развитие способов и средств опосредствования, которые используют люди с целью сохранения в памяти различной информации, а также ее последующего использования.

Актуальность исследования.

В конце 1920-х гг. А.Н. Леонтьевым в сотрудничестве с Л.С. Выготским было проведено исследование развития опосредствованных форм запоминания у детей и взрослых разных возрастов. В этой работе проиллюстрировано центральное положение культурно-исторической психологии о социогенезе высших психических функций.

Непосредственное и опосредствованное запоминание, их развитие при учете возрастного аспекта людей и культурно-исторических условий их жизни остаются интересным предметом изучения и в настоящее время. В 2006 году в Международном университете природы, общества и человека «Дубна» под руководством Б.Г. Мещерякова методика А.Н. Леонтьева была повторена в исследовании памяти у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Результаты исследования показали сохранение основных закономерностей процессов запоминания, но вместе с тем их интенсификацию, а также качественное своеобразие.

Исследование по развитию памяти у подростков, с одной стороны, представляет собой работу по реставрации и повторению методики А.Н. Леонтьева, с другой - направлено на выявление новых аспектов проведения процедуры исследования и изучение особенностей памяти подростков в начале XXI веке.

Наше исследование памяти у подростков является продолжением работы студентов Университета «Дубна» под руководством Б.Г. Мещерякова (бакалаврская работа Е.А. Кулагиной) и построено на основе приведенных в этой работе материалов по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Цели

исследования: 1) выявление особенностей непосредственной и опосредствованной памяти современных подростков; 2) сравнение полученных результатов с данными А.Н. Леонтьева 1920-х гг.

Данная работа не ограничивалась точным восстановлением процедуры проведенного А.Н. Леонтьевым исследования (1931). В нашу методику было также включено дополнительное условие с более трудным способом опосредствования: четвертая серия проводилась по аналогии с исследованием памяти у детей старшего дошкольного возраста, которая была осуществлена в 2006 году в Университете «Дубна» под руководством Б. Г. Мещерякова, - с использованием буквенного материала.

Проблема исследования:

состояние общества не является статичным и не зависящим от социокультурных условий, которые, по сравнению со временем проведения классического исследования (конец 1920-х годов), значительно изменились в начале XXI века. В связи с этим развитие высших психических функций, в частности, непосредственной и опосредствованной памяти в настоящее время может отличаться от особенностей тех же процессов в начале XX века.

Объект

исследования – память в подростковом возрасте.

Предмет

исследования – характеристики вербальной непосредственной и опосредствованной памяти в подростковом возрасте.

Основная гипотеза:

уровень развития опосредствованной и непосредственной памяти как высшей психической функции у современных подростков выше, чем у подростков в 1920-е годы.

Кроме того, мы выдвигаем частную гипотезу 1

: условия эксперимента – место его проведения (различные учебные заведения города Москвы) и изменения самой методики (смена стимульного материала, порядка следования серий, сокращение инструкций) не оказывают значительного влияния на полученные результаты.

Поскольку стимульный материал - буквы, применяемые нами в одной из серий, - является более абстрактным средством запоминания, нами была также сформулирована частная гипотеза 2:

Страницы: 1 2


Полученные результаты и их обсуждение
При обработке опросников в соответствии с вышеописанной методикой были получены следующие результаты: 26 респондентов набрали количество баллов, соответствующее нормальной зрелости личности. 5 человек – повышенной зрелости личности, 4 человека – пониженной зрелости личности, 8 человек – низкой зрелости личности. Поскольку данное исслед ...

Природа стресса. История развития теории стресса
В настоящее время существует множество определений стрессовой реакции, но все они берут начало из так называемого классического определения Ганса Селье: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Это наиболее поздняя и точная формулировка. Но отнюдь не единственная. Например, Ю.Г. Чирков определ ...

Способы нейтрализации манипуляций
Правила нейтрализации манипуляций направлены на то, чтобы помочь человеку не стать объектом манипулирования со стороны безнравственных партнёров. Противостояние манипулированию требует умения, во – первых, распознавать манипуляции , во – вторых, их нейтрализовать. Существует несколько способов нейтрализации манипулятивных уловок. · О ...