Материалы » Изучение агрессивности младших подростков » Ход эмпирического исследования и основные результаты

Ход эмпирического исследования и основные результаты
Страница 6

С помощью ответов на вопрос "Кто мог бы стать капитаном команды твоего класса для того, чтобы участвовать в соревнованиях?" (основным критерием которого является доверие этому человеку), нами были выделены 3 лидера, набравших 5 и более выборов (см. Приложение № 14) С помощью ответов на вопрос "Кого бы Вы пригласили на День рождения?" в 6 "Б" классе 862 шк. нами были выделены 3 лидера (см. Приложения № 9), в 5 классе нами были выделены 5 лидеров и 5 отверженных (см. Приложения № 6). В 6 «А» классе 343 шк. нами были выделены 3 лидера (см. Приложение № 3), а в 6 «Б» классе 343 шк. нами были выделены 2 лидера (см. Приложение № 15). С помощью ответов на вопрос "С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой во время контрольной работы?" в 6 "Б" классе 862 шк. нами были выделены 2 лидера (см. Приложения № 10), в 5 классе нами были выделены 4 лидера и 5 отверженных (см. Приложения № 7). В 6 «А» классе 343 шк. нами были выделены 4 лидера (см. Приложение № 4), а в 6 «Б» классе 343 шк. нами были выделены 5 лидеров (см. Приложение № 16).

С помощью ответов на вопрос "Кто мог бы стать капитаном команды твоего класса для того, чтобы участвовать в соревнованиях?" в 6 "Б" классе 862 шк. нами были выделены 3 лидера (см. Приложения № 11), в 5 классе нами были выделены 5 лидеров и 4 отверженных (см. Приложения № 8). В 6 «А» классе 343 шк. нами были выделены 4 лидера (см. Приложение № 5), а в 6 «Б» классе 343 шк. нами были выделены 3 лидера (см. Приложение № 17).

Таким образом, необходимо отметить, что в 11-13 лет лидеры обладают такими качествами как коммуникабельность, чувство юмора, они хорошо учатся и им доверяют. Отверженные наоборот - не коммуникабельны, плохо учатся, им не доверяют. Лидеры и отверженные обладают определённым набором личностных качеств (совокупностью определённых психологических черт).

Таким образом, прослеживается закономерность: оказалось, что по всем этим критериям выделяют одних и тех же отверженных. Доверие к лидеру - это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. То есть лидером необходимо рассматривать того, в ком наиболее в полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. это такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает большим влиянием. Отверженных как правило оценивают отрицательно либо не замечают. Основной характеристикой отверженных является слабая успеваемость и не умение постоять за себя, к 13 годам к этому прибавляется еще конфликтность и неуверенность.

В связи с результатами "Социометрии", необходимо отметить, что набор таких групповых ценностей учащихся 11-13 лет включает в себя: отличную учёбу соответственно острый и гибкий ум, коммуникабельность и доверительность в отношениях, а также самоуверенность, умение подчинить себе людей. Для получения более полной картины "лидер - отверженный" необходимы данные "Социометрии" и сопоставление с данными опросника Басса-Дарки. (см. Таблицы 6,7 Приложения) При сравнении «Социометрии» и опросника «Басса – Дарки» мы, выделив лидеров и отверженных, рассчитали средние значения физической, косвенной и вербальной агрессии для каждого класса в отдельности.

Таким образом, необходимо отметить, что у лидеров независимо от возраста, уровень косвенной агрессии – средний, а данные по вербальной и физической агрессии коррелируют между собой. У отверженных низкий уровень вербальной агрессии в 11 лет, к 13 годам уровни косвенной и физической агрессии приближаются к высоким показателям. Как у лидеров, так и у отверженных данные по физической агрессии не отличаются, т.е. по нашим данным не прослеживается закономерности агрессивность – лидер, агрессивность – отверженный, а прослеживается только закономерность повышения агрессии к 13 годам, т.е. является ли агрессия как личностное свойство необходимым для лидера, мы утверждать не можем (т.к. уровень агрессии возрастает как у лидеров, так и у отверженных).

Данные подтверждаются и дополняются сопоставлением результатов «Социометрии» и теста «Несуществующее животное»

Проективный рисуночный тест «Несуществующее животное»

Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развито воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было, и которого до вас никто не придумал - ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах». Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования и просят придумать животному название, предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно по следующим вопросам:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Человек, сосредоточенный на своем внутреннем мире
С точки зрения развития депрессии людей можно разделить на две категории — сосредоточенные на внешнем мире и его ценностях и живущие своим внутренним миром. Эти категории не абсолютны, а просто являются удобными терминами для описания поведения и отношения людей к действительности. Хотя на самом деле многие находятся где-то посредине, н ...

История исследования личности.
На протяжении XIX века ученые полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственно­сти. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым прест ...

Теория Джеймса–Ланге и Кеннона-Барда
Исторически сложилось так, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловливало появление различных точек зрения, которые находили отражения в соответствующих теориях. У. Джеймс и К. Ланге сформулировали так называемую периферическую теорию эмоций. Они полагали, что эмоции обусловлены лишь периферическими изменениями ...