Материалы » Изучение агрессивности младших подростков » Ход эмпирического исследования и основные результаты

Ход эмпирического исследования и основные результаты
Страница 6

С помощью ответов на вопрос "Кто мог бы стать капитаном команды твоего класса для того, чтобы участвовать в соревнованиях?" (основным критерием которого является доверие этому человеку), нами были выделены 3 лидера, набравших 5 и более выборов (см. Приложение № 14) С помощью ответов на вопрос "Кого бы Вы пригласили на День рождения?" в 6 "Б" классе 862 шк. нами были выделены 3 лидера (см. Приложения № 9), в 5 классе нами были выделены 5 лидеров и 5 отверженных (см. Приложения № 6). В 6 «А» классе 343 шк. нами были выделены 3 лидера (см. Приложение № 3), а в 6 «Б» классе 343 шк. нами были выделены 2 лидера (см. Приложение № 15). С помощью ответов на вопрос "С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой во время контрольной работы?" в 6 "Б" классе 862 шк. нами были выделены 2 лидера (см. Приложения № 10), в 5 классе нами были выделены 4 лидера и 5 отверженных (см. Приложения № 7). В 6 «А» классе 343 шк. нами были выделены 4 лидера (см. Приложение № 4), а в 6 «Б» классе 343 шк. нами были выделены 5 лидеров (см. Приложение № 16).

С помощью ответов на вопрос "Кто мог бы стать капитаном команды твоего класса для того, чтобы участвовать в соревнованиях?" в 6 "Б" классе 862 шк. нами были выделены 3 лидера (см. Приложения № 11), в 5 классе нами были выделены 5 лидеров и 4 отверженных (см. Приложения № 8). В 6 «А» классе 343 шк. нами были выделены 4 лидера (см. Приложение № 5), а в 6 «Б» классе 343 шк. нами были выделены 3 лидера (см. Приложение № 17).

Таким образом, необходимо отметить, что в 11-13 лет лидеры обладают такими качествами как коммуникабельность, чувство юмора, они хорошо учатся и им доверяют. Отверженные наоборот - не коммуникабельны, плохо учатся, им не доверяют. Лидеры и отверженные обладают определённым набором личностных качеств (совокупностью определённых психологических черт).

Таким образом, прослеживается закономерность: оказалось, что по всем этим критериям выделяют одних и тех же отверженных. Доверие к лидеру - это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. То есть лидером необходимо рассматривать того, в ком наиболее в полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. это такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает большим влиянием. Отверженных как правило оценивают отрицательно либо не замечают. Основной характеристикой отверженных является слабая успеваемость и не умение постоять за себя, к 13 годам к этому прибавляется еще конфликтность и неуверенность.

В связи с результатами "Социометрии", необходимо отметить, что набор таких групповых ценностей учащихся 11-13 лет включает в себя: отличную учёбу соответственно острый и гибкий ум, коммуникабельность и доверительность в отношениях, а также самоуверенность, умение подчинить себе людей. Для получения более полной картины "лидер - отверженный" необходимы данные "Социометрии" и сопоставление с данными опросника Басса-Дарки. (см. Таблицы 6,7 Приложения) При сравнении «Социометрии» и опросника «Басса – Дарки» мы, выделив лидеров и отверженных, рассчитали средние значения физической, косвенной и вербальной агрессии для каждого класса в отдельности.

Таким образом, необходимо отметить, что у лидеров независимо от возраста, уровень косвенной агрессии – средний, а данные по вербальной и физической агрессии коррелируют между собой. У отверженных низкий уровень вербальной агрессии в 11 лет, к 13 годам уровни косвенной и физической агрессии приближаются к высоким показателям. Как у лидеров, так и у отверженных данные по физической агрессии не отличаются, т.е. по нашим данным не прослеживается закономерности агрессивность – лидер, агрессивность – отверженный, а прослеживается только закономерность повышения агрессии к 13 годам, т.е. является ли агрессия как личностное свойство необходимым для лидера, мы утверждать не можем (т.к. уровень агрессии возрастает как у лидеров, так и у отверженных).

Данные подтверждаются и дополняются сопоставлением результатов «Социометрии» и теста «Несуществующее животное»

Проективный рисуночный тест «Несуществующее животное»

Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развито воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было, и которого до вас никто не придумал - ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах». Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования и просят придумать животному название, предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно по следующим вопросам:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Интерес к исследованию малых групп в социальной психологии возник с началом обсуждения проблемы взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопроса о взаимоотношении личности и среды ее формирования. С первых дней своей жизни человек не просто испытывает на себе влияние малой группы, в которую включен, но и получает в ней и чере ...

Психология социальной перцепции
Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя, во многом определяет процесс общения, отношения, складывающиеся между партнерами, ...

Психологические характеристики несовершеннолетних с асоциальным поведеним
Нарушениями поведения или социальной дезадаптацией называются такие состояния, в которых появляются социально неодобряемые формы поведения. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими несовершеннолетними и взрослыми, которые проявляются в драках и ссорах, или, например, агрессивн ...