Материалы » Изучение агрессивности младших подростков » Ход эмпирического исследования и основные результаты

Ход эмпирического исследования и основные результаты
Страница 5

Социометрия

Термин "Социометрия" означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С.Кузьмина, Я.Л.Коломинского, В.А. Ядрова, И.П. Волкова и др. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Исследование группы при помощи данной методики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее одного года. Целью нашего социометрического исследования является выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отвергнутый".

Инструкция: "Ваш класс существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение и неуважение друг к другу и т.п. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги. Ваши ответы оглашению не подлежат.

Вопросы следующие:

· Кого бы Вы пригласили на День рождения? Укажите 3 фамилии из класса. Кого бы Вы не пригласили на День рождения?

· С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой во время контрольной? С кем бы Вы не хотели сидеть за одной партой?

· Кто может быть капитаном команды твоего класса для того, чтобы участвовать в соревнованиях? Кто не может быть капитаном команды?

При проведении социометрии необходимо соблюдать ряд условий, обеспечивающих надёжность получаемых результатов:

1) необходимо, чтобы члены группы отвечали самостоятельно, не советуясь друг с другом;

2) не следует торопить с ответом;

3) для того, чтобы испытуемые не упустили из внимания никого из членов группы, на доске написать фамилии отсутствующих.

По данным опроса испытуемых вначале составляется социометрическая матрица (см. Приложение № 3-17) по каждому вопросу в отдельности, по горизонтали и по вертикали которой, в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов исследуемой группы. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений:

"+"- положительный выбор, а "-" - отрицательный выбор.

Нижние строки являются итоговыми. В них вносят суммарные данные о количестве выборов и отклонений, полученных каждым из членов группы. Для получения более наглядного описания взаимоотношений, сложившихся в группе, прибегают к социограммам.

Нами были исследованы групповые социограммы – мишени (см. Приложение № 18 - 35), которые представляет собой систему концентрических окружностей. Все члены группы располагаются на окружностях, в соответствии с количеством полученных выборов. Для заполнения социограммы - мишени используют следующие обозначения:

- мужской пол

- женский пол

- односторонние выборы

- взаимные выборы

По социограммам выборов выделяются "лидеры", а по социограммам отклонений - "отверженные".

В результате социометрического исследования обработка выборов и отклонений позволила нам составить социометрические матрицы по каждому вопросу для 6 «А» класса 343 школы (см. Приложение № 3,4,5), для 6 «Б» класса (см. Приложение № 15,16 ,17), для 5 класса 862 школы (см. Приложение № 6,7,8), для 6 «Б» 862 шк. (см. Приложение № 9,10,11), для 6 «А» (см. Приложение № 12,13,14). Подсчитав полученные выборы и отклонения, нами были заполнены социограммы - мишени (см. Приложения № 18-32).

Анализ социометрического исследования позволил выявить "социометрические позиции", т.е. соотносительный авторитет членов группы по признакам симпатий - антипатий, где на крайних полюсах оказались "лидеры" группы и "отверженные".

Так, например, в 6 "А" классе 862 шк. с помощью ответов на вопрос "Кого бы Вы пригласили на День рождения?" (основными критериями которого являются коммуникабельность, чувство юмора, дружелюбие и т.д.), нами выделены 2-лидера, набравшие по 6 выборов (см. Приложение № 12). С помощью ответов на вопрос "С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой во время контрольной работы?" (основным критерием которого является хорошая успеваемость), нами были выделены 4 лидера, набравших 5 и более выборов (см. Приложение № 13).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Приложения
Приложение 1. Психокоррекционная программа Цель: Коррекция девиантного агрессивного поведения подростков. Программа рассчитана в среднем на 6 занятий, продолжительность занятий от 1 часа, в зависимости от темпа работы группы. Размер группы - от 5 до 15 человек. Занятия формируются из подобранных упражнений с учетом рекомендаций к ним ...

Галлюцинаторное внушение.
В этом случае Вы косвенно предлагаете объекту напрячь свое воображение и представить в гипотетических деталях все прелести объекта Вашего внушения. В следующих примерах – монологи жены, призывающей мужа сделать ремонт: - «Посмотри, какие здесь могут быть антресоли. Вот представь: к нам приезжает моя мама и привозит с дачи четыре ведра ...

Индивидуальные особенности в мышлении. Теории индивидуальных различий
Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и други ...