Ход эмпирического исследования и основные результатыСтраница 5
Социометрия
Термин "Социометрия" означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С.Кузьмина, Я.Л.Коломинского, В.А. Ядрова, И.П. Волкова и др. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.
Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Исследование группы при помощи данной методики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее одного года. Целью нашего социометрического исследования является выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отвергнутый".
Инструкция: "Ваш класс существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение и неуважение друг к другу и т.п. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги. Ваши ответы оглашению не подлежат.
Вопросы следующие:
· Кого бы Вы пригласили на День рождения? Укажите 3 фамилии из класса. Кого бы Вы не пригласили на День рождения?
· С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой во время контрольной? С кем бы Вы не хотели сидеть за одной партой?
· Кто может быть капитаном команды твоего класса для того, чтобы участвовать в соревнованиях? Кто не может быть капитаном команды?
При проведении социометрии необходимо соблюдать ряд условий, обеспечивающих надёжность получаемых результатов:
1) необходимо, чтобы члены группы отвечали самостоятельно, не советуясь друг с другом;
2) не следует торопить с ответом;
3) для того, чтобы испытуемые не упустили из внимания никого из членов группы, на доске написать фамилии отсутствующих.
По данным опроса испытуемых вначале составляется социометрическая матрица (см. Приложение № 3-17) по каждому вопросу в отдельности, по горизонтали и по вертикали которой, в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов исследуемой группы. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений:
"+"- положительный выбор, а "-" - отрицательный выбор.
Нижние строки являются итоговыми. В них вносят суммарные данные о количестве выборов и отклонений, полученных каждым из членов группы. Для получения более наглядного описания взаимоотношений, сложившихся в группе, прибегают к социограммам.
Нами были исследованы групповые социограммы – мишени (см. Приложение № 18 - 35), которые представляет собой систему концентрических окружностей. Все члены группы располагаются на окружностях, в соответствии с количеством полученных выборов. Для заполнения социограммы - мишени используют следующие обозначения:
- мужской пол
- женский пол
- односторонние выборы
- взаимные выборы
По социограммам выборов выделяются "лидеры", а по социограммам отклонений - "отверженные".
В результате социометрического исследования обработка выборов и отклонений позволила нам составить социометрические матрицы по каждому вопросу для 6 «А» класса 343 школы (см. Приложение № 3,4,5), для 6 «Б» класса (см. Приложение № 15,16 ,17), для 5 класса 862 школы (см. Приложение № 6,7,8), для 6 «Б» 862 шк. (см. Приложение № 9,10,11), для 6 «А» (см. Приложение № 12,13,14). Подсчитав полученные выборы и отклонения, нами были заполнены социограммы - мишени (см. Приложения № 18-32).
Анализ социометрического исследования позволил выявить "социометрические позиции", т.е. соотносительный авторитет членов группы по признакам симпатий - антипатий, где на крайних полюсах оказались "лидеры" группы и "отверженные".
Так, например, в 6 "А" классе 862 шк. с помощью ответов на вопрос "Кого бы Вы пригласили на День рождения?" (основными критериями которого являются коммуникабельность, чувство юмора, дружелюбие и т.д.), нами выделены 2-лидера, набравшие по 6 выборов (см. Приложение № 12). С помощью ответов на вопрос "С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой во время контрольной работы?" (основным критерием которого является хорошая успеваемость), нами были выделены 4 лидера, набравших 5 и более выборов (см. Приложение № 13).
Феномены сохранения и забывания
К числу феноменов забывания и сохранения материалов в памяти относится зависимость между тем материалом, который запоминается, и тем, который преподносится для запоминания вскоре после него. Так, иногда после урока математики по расписанию может идти урок физики. В этом случае физика с ее математическими формулировками выступает как тор ...
Применение музыкотерапии в детском возрасте.
В 1982 г. В Берлине вышла книга Ю. Брюкнер, И. Медераке и К. Ульбрих «Музыкотерапия для детей», в которой очень детально рассмотрены все возможные виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку.
Одна из методик, описанных в этой книге, заключается в обучении детей распознаванию эмоций. Она состои ...
Инструментальные условные рефлексы
Параллельно с работами И.П. Павлова, в США развивалось изучение сложных рефлексов, которые носят название инструментальных условных рефлексов. Основателем этого направления был Морган (Morgan, 1900).
Различия инструментальных рефлексов и классических павловских довольно велики.
В классических условных рефлексах условный сигнал — раздр ...