Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Описание используемых методик по профориентационной работе и программы для их автоматизации.

Описание используемых методик по профориентационной работе и программы для их автоматизации.
Страница 4

Анкета интересов

Методика относится к классу опросников - анкет. Предназначена для выявление профессиональных склонностей, интересов личности. Стимульный материал представлен 144 утверждениями, к которым испытуемый должен выразить свое отношение. Возможные варианты ответов фиксированы по 4 градациям от «совершенно неприемлемо» до «вполне приемлемо». Все вопросы методики сгруппированы в 24 шкалы, отражающие различные сферы человеческой деятельности. Например: математика, медицина, журналистика, транспорт, педагогика и так далее. К каждой из выделенных шкал относятся по 6 утверждений опросника. Используется простой алгоритм обработки полученных данных, который заключается в суммировании сырых значений по шкалам. Интерпретация осуществляется путем сравнения выраженности значений по шкалам /27/.

Опросник профессиональной готовности (ОПГ)

Определение предпочтительных типов профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова.

Данный тест, дает оценку профессиональной направленности, но уже на основе самооценки своих возможностей, эмоционального отношения и предпочтения, различных по характеру видов деятельности.

Тестируемый отвечает на 50 утверждений. Вспомогательные вопросы предполагают по три ответа.

Например: Дается основной вопрос. На дополнительный вопрос «Насколько хорошо Вы умеете то, что написано в вопросе?» даются три ответа:

а) делаю, как правило, хорошо;

б) делаю средне;

в) делаю плохо (совсем не умею).

Для второго дополнительного вопроса: «Какие ощущения возникали у Вас, когда Вы это делали?» - даются такие ответы:

а) положительные;

б) нейтральные;

в) отрицательные.

И на третий дополнительный вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы это действие было включено в будущую работу?» даются такие ответы:

а) да;

б) все равно;

в) нет.

Далее сменяется основной вопрос, а дополнительные вопросы и ответы к ним повторяются в той же последовательности. Сравнение и выбор предпочтительной для данного оптанта профессиональной сферы или нескольких сфер профконсультант делает на основе сопоставления, сумм баллов, набранных разными профессиональными сферами отдельно по шкале «профпредпочтение». Обращается внимание на ту или те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие.

Интерпретация результатов:

Природа, техника, человек, знаковая система, художественный образ /29,30/.

Вторым этапом для исследования 10-го и 11-го классов с математическим уклоном были выбраны следующие методики:

1) Методика «Сложные аналогии» - выявляет аналитическое мышление.

2) Тест «Числовые ряды Мейли» - выявляет логическое мышление.

3) Методика «Количественные отношения» - выявляет комбинаторно-логические умственные операции.

На третьем этапе нашего исследования испытуемым предлагалось пройти 3 методики: «Числовые ряды Мейли», «Количественные отношения», «Сложные аналогии» но на компьютере.

Методика «Сложные аналогии»

Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых. Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их цифровое обозначение 1, 2, 3, 4, 5, 6. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду цифр (1, 2, 3, 4, 5, 6) ту, которая соответствует найденному налогу из таблицы «шифр».

Страницы: 1 2 3 4 5


Цели психологического консультирования
Основные цели консультирования зависят от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако, основными , как правило являются: 1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбеж ...

Организационная культура как фактор личностного роста
На мотивацию индивида часто оказывает значительное влияние организационная культура. Организационную культуру можно выразить через композицию ценностей, точек зрения, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации. Именно от нее часто зависит в каком направлении развивается человек: в пози ...

Группы. Виды, размеры, структура
Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальн ...