Организация профориентационной работы в школе
Страница 2

Основными направлениями профориентационной работы классного руководителя являются:

1) Изучение личности учащегося.

2) Ознакомление их с различными видами труда и профессиями.

3) Организация практической деятельности учащихся.

4) Индивидуальная консультационная работа.

Изучение личности осуществляется на протяжении всего периода обучения их в школе, учитывается влияние индивидуально-психологических особенностей на формирование профессиональных интересов и намерений.

По мнению Климова Е.А. и Арутова И.Р., «… большое внимание следует обратить на вопросы изучения функционирования человека как субъекта трудовой деятельности на разных возрастных этапах его развития»/16,17/.

Цель изучения личности учащегося заключается в подборе наиболее соответствующего его индивидуальным особенностям вида профессиональной деятельности, профессиональной подготовки.

При изучении учащегося используются следующие методы:

- анкетирование

- индивидуальные беседы

- наиболее четкое наблюдение за учебой и внеклассной деятельностью

- анализ сочинений по тематике «Кем быть?»

С помощью этих методов выясняются следующие данные об учащемся: направленность, проявляющаяся к разным видам деятельности, моральные качества, специальные способности (например, к литературе, иностранным языкам, технике и т.д.), особенности профессионального самоопределения, выражающиеся в характере обоснования сделанного выбора профессии, уровень подготовленности и выбора, совпадение познавательных и профессиональных интересов.

При ознакомлении учащихся с различными видами профессионального труда классный руководитель предусматривает проведение бесед, встреч с представителями различных профессий, экскурсий, пионерских сборов и комсомольских собраний по вопросам выбора профессии. В зависимости от возраста учащихся классный руководитель определяет тематику и содержание проводимых мероприятий. Например, в начальных классах следует знакомить учащихся с профессиями окружающих производств и профессиями родителей, с видами труда, в средних классах – с конкретными профессиями данного экономического района; в старших классах – проводить более углубленные беседы о содержании труда по профессиям, о расположенных рядом со школой предприятиях и их учебных заведениях.

В пределах каждой сферы можно привести примеры взаимосвязи учебной и трудовой деятельности при освоении профессии, перспективы профессионального роста и т.д. Содержание профессии следует раскрыть по следующей схеме:

1) Общие сведения о профессии (краткая характеристика отрасли народного хозяйства, в состав которой входит данная профессия; потребности в кадрах по данной профессии; перспективы развития профессии).

2) Содержание профессии (объекты, средства и продукты труда; основные функции, из которых складывается трудовая деятельность; условия труда).

3) Требования, предъявляемые физическим и психологическим особенностям человека к состоянию здоровья, к общеобразовательному уровню молодого специалиста.

4) Пути получения профессии (краткая характеристика учебных заведений, ПТУ, техникумов, вузов; возможности повышения квалификаций на предприятии; примеры лучших представителей данной профессии).

В ходе занятий необходимо рассказывать и о возможных препятствиях при выборе профессии. Таковыми могут быть слабая учебная подготовка, медицинские противопоказания, отсутствие знаний о требованиях избираемой профессии к человеку, ее содержание.

Страницы: 1 2 3


Основные стрессоры в жизни ребёнка
Таблица 1. Основные стрессоры в жизни ребёнка ...

Общение как восприятие людьми друг друга (персептивная сторона общения)
Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, и т. п., чт ...

Сходство и различие
Время проведения: 15 мин Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, — при этом можно использовать и их изображение. Для более старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро ...