Виды идентификации и идентичности
Страница 1

Разные авторы выделяют различные виды идентификации и идентичности, хотя по сути своей эти определения достаточно близки. Рассмотрим некоторые из них.

Идентификация коллективистская – возникающая в совместной деятельности форма гуманных отношений, при которой переживания одного из группы предложены другим ее членам как мотивы поведения, организующие их совместную деятельность, на следующую одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий. Означает единство мотивации, формирование взаимоотношений на основе нравственных принципов. Наиболее полно выражается в сочувствии и соучастии, каждый член группы эмоционально и деятельно откликается на удачи и неудачи каждого. Действие идентификации коллективистской в группе выражается, во-первых, в признании за другим, как и за собой, равных прав и обязанностей; во-вторых, в оказании содействия и поддержки; в-третьих, в требовательном отношении к себе, равно как и к товарищам.

Психологическая основа идентификации коллективистской – складывающаяся в совместной деятельности готовность субъекта чувствовать, переживать и действовать в отношении другого так, как если бы им был он сам. Феномен идентификации коллективистской преобладает в коллективе как в группе высокого уровня развития и не сводится к индивидуальным предпочтениям членов группы. Проявления идентификации коллективистской, опосредованные ценностями совместной деятельности и гуманными смысловыми установками, становятся устойчивой характеристикой каждого члена коллектива, перестают зависеть от личных симпатий и внешних факторов.

Идентификация коллективистская в онтогенезе возникает на рубеже возраста дошкольного и школьного младшего в ходе сотрудничества детей, требующего эмоционально насыщенного общения. В детской группе она выступает в форме как действенного сострадания неудачам, так и активного сопереживания успехам. Содержательная совместная деятельность и нравственно-эмоциональное общение детей – основа формирования проявления идентификации коллективистской в детской группе.

Идентификация нарциссическая - процесс самопроецирования на «Я» утраченного сексуального объекта, когда отведенное либидо ориентировано на «Я», но при этом человек обходится со своим «Я» как с оставленным объектом и направляет на «Я» амбивалентные импульсы, включающие, в числе прочих, агрессивные компоненты.

Идентичность половая – единство самосознания и поведения индивида, причисляющего себя к конкретному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Первичная половая идентичность формируется у ребенка к полутора годам, а к 3-4 годам половая принадлежность ассоциируется с окружающими соматическими и поведенческими свойствами. В роли гностического аппарата здесь выступает схема тела. На физиологическом базисе схемы тела создается личностная надстройка, с помощью которой образуются психологические и эстетические образы тела, несущие оценочную функцию. На высшем, социально-психологическом уровне развития схемы тела формируются образы, связанные с такими представлениями, как поло-ролевые функции, мораль.

З.Фрейд как автор, впервые выделивший феномен идентификации, выделил несколько ее типов.

В младенчестве возникает идентификация первичная – примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта «тотальная захваченность объектом» уступает место идентификации вторичной, играющей роль защитного механизма, благодаря которому ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоторых аспектов его поведения в собственные действия.

Страницы: 1 2


Кожная чувствительность
Кожная чувствительность подразделяется классической физиологией органов чувств на четыре различных вида. Обычно различают рецепции: 1) боли, 2) тепла, 3) холода и 4) прикосновения (и давления). Предполагается, что каждый из этих видов чувствительности располагает и специфическими рецепторами и особой афферентной системой. ...

Коррекция при РДА
Коррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, сестер-воспитательниц, музыкального работника (эвритмиста). Лечебная помощь Лечебная помощь должна строится на базе индивидуальной клинической верификац ...

Экспериментальная часть. Цели, гипотезы и задачи исследования
Многие наркологи говорят об изменении личности в процессе болезни наркоманией. При рассмотрении «образа Я» у больных наркоманией нельзя не учитывать влияния внутренней картины болезни (представленность болезни в самосознании, субъективное отношение к ней больного) на процесс изменения личности в течение болезни. Личностные изменения про ...