Материалы » Межличностное взаимодействие супругов в условиях семейного конфликта » Динамика разворачивания ситуации семейного конфликта

Динамика разворачивания ситуации семейного конфликта
Страница 5

В третьем эпизоде сказки преобладающие эмоции - чувство вины и страх наказания за нарушение сословных границ (не случайно употребляется слово «дерзость»). Глагол «не осмелился» свидетельствует о стереотипе подчинения «сильному» и переживаемых при этом чувствах неуверенности, самоуничижении, которые углубляются и переходят в стереотип «ухода», избегания контакта с людьми.

Внезапное осознание своего социального статуса (происхождения) резко изменяет выбор способа разрешения конфликтной ситуации. На смену стереотипам подчинения «сильному» и жертвы приходят полярные стереотипы доминирования и агрессивного подавления «слабого». Можно предположить, что снятие социального барьера (типа разделения «выше - ниже»; «лучше - хуже») устраняет и нравственные запреты: от подчинения и самоуничижения герой переходит к возложению вины на короля (стереотип поиска «виновного»), ненависти и жестокому инфантильному разрешению конфликта - убийству (стереотип агрессивного подавления «слабого»).

Говоря о стереотипах доминирования и агрессивного подавления «слабого» необходимо заметить, что они (не только в представленном примере, но и в большинстве (2/3) проанализированных мною случаев) сочетаются со стереотипами поиска «виновного» и «жертвы». Их сопровождают такие эмоциональные состояния, как страх потерять любовь и признание, чувство несправедливости, страх наказания, стремление унизить соперника и др.

Эти выводы совпадают с известным в психологии положением о том, что агрессия представляет собой попытку, часто бесполезную, достичь фрустрированной цели. Если взглянуть на проявление стереотипа агрессивного подавления «слабого» под этим углом зрения, то нетрудно понять закономерность столь несовместимого (на первый взгляд) сочетания установок: первичная установка «жертвы» (с характерными для нее чувствами бесправия, униженности, невозможности противостоять обстоятельствам, подавленности) постепенно приводит к протесту и поиску «виновного во всех несчастьях». Как правило, это тот, кого боится жертва, и кто, по ее мнению, мешает достичь желанной цели (враг). А готовясь отразить врага, человек сам становится жестоким и агрессивным, оскорбляющим и причиняющим боль другим.

Обобщенный анализ сказок позволяет сделать вывод о том, что для молодых людей, склонных к работе в сфере социальной защиты, ведущими в ситуациях семейного конфликта являются стереотипы «непонимания», подчинения «сильному», поиска «виновного», «жертвы», «ухода». При этом ответственность за происходящее приписывается внешним факторам: лицам или обстоятельствам, на которые человек старается возложить вину за то, что произошло. Разрешение конфликтной ситуации связывается с идеей понимания другого человека и сознательным добровольным выбором позиции жертвы и жертвенности как платы за внимание к себе.

Анализ эмоциональной составляющей, представленной в сказках, показал, что типичные для студентов стереотипы «непонимания», подчинения «сильному», «жертвы», «ухода» переплетаются со страхом потери любви и признания, чувством беспомощности, стыдом и чувством самоуничижения, виной и обидой, печалью и отчаянием. А встречающиеся реже стереотипы доминирования, поиска «виновного», пристрастного отношения к «своим» и «чужим», агрессивного подавления «слабого» наполнены переживаниями чувства недоверия и враждебности, гневом и раздражением. Дальнейшее исследование позволило выявить еще более тонкие различия в предпочтении стереотипов испытуемыми разных социальных групп.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Теория Джеймса–Ланге и Кеннона-Барда
Исторически сложилось так, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловливало появление различных точек зрения, которые находили отражения в соответствующих теориях. У. Джеймс и К. Ланге сформулировали так называемую периферическую теорию эмоций. Они полагали, что эмоции обусловлены лишь периферическими изменениями ...

Категория общения в социальной психологии
Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Возможность исследования общения в различных системах научного знания: на философском, социологическом, социально-психологическом, психофизиологическом уровнях. Специфика социально-психологического подхода к общению. Значение общения для развития индивида и развития обществ ...

Психологическая дезадаптация при межкультурных контактах
«Ключевой категорией, позволяющей выразить специфику осуществления адаптивной деятельности людей, является понятие «культура» . Адаптивная функция культуры непосредственно, логически выводится из самого определения культуры как способа человеческой деятельности, ибо сам феномен деятельности (в том числе и человеческой) имеет исходную ад ...