Динамика разворачивания ситуации семейного конфликтаСтраница 3
Дальнейшие различия в предпочтении стереотипов в разных социальных группах стали более явными, благодаря данным, полученным в результате анализа сказок.
Обобщенные данные об основных неконструктивных стереотипах межличностного взаимодействия супругов представлены в табл. 6.
Таблица 6 - Ведущие неконструктивные стереотипы межличностного взаимодействия супругов
№ n/n |
Ведущий стереотип |
Число испытуемых |
% от выборки |
«Непонимание» |
15 |
17,1% | |
2 |
«Уход» |
14 |
16,1% |
3 |
«Жертва» |
13 |
14,9% |
4 |
Подчинение «сильному» |
13 |
14,9% |
5 |
Поиск «виновного» |
10 |
11,5% |
6 |
Пристрастное отношение к «своим» и «чужим» |
10 |
11,5% |
7 |
Доминирование («хозяин дома») |
6 |
6,9% |
8 |
Агрессивное подавление «слабого» |
6 |
6,9% |
Всего испытуемых |
87 |
100% |
Из табл. 6 видно, что у студентов Социального университета ведущими оказались стереотипы «непонимания» (17,1%) и «ухода» (16,1%). Этот факт подчеркивает сходство установок студентов Социального университета и их будущих клиентов - людей, нуждающихся в социальной защите, утративших понимание жизненных ситуаций, ориентацию на их активное изменение, ушедших в свои болезни или несчастья.
Вторыми по значимости стали стереотипы «жертвы» (14,9%) и подчинения «сильному» (14,9%), указывающие, что профессиональная ориентация на социальную работу определяет важность для личности позиции жертвы, характерной для слабых, нуждающихся в поддержке людей, склонных к подчинению, подавлению своих желаний. Эти стереотипы могут также отражать личностную позицию студентов - будущих социальных работников, которые озабочены положением «жертвы», вынужденной покорно подчиняться жизненным обстоятельствам. Далее, однако, студенты раскрывают свои собственные тенденции к пристрастному отношению к «своим» и «чужим» (11,5%) и поиску «виновного» (11,5%), которые сочетаются с менее выраженными при этом стереотипами доминирования (6,9%) и агрессивного подавления «слабого» (6,9%).
Содержание эмоциональной составляющей неконструктивных стереотипов в ситуации семейного конфликта.
Анализ материалов, полученных методом «Рефлексия на семейный конфликт», показал, что в сказках зачастую в символически-образной и метафорической форме представлен своеобразный генезис эмоционального становления неконструктивных стереотипов межличностного взаимодействия супругов, своего рода проекция хранящихся в памяти человека негативных эмоций, принятых на их основе решений и закрепившегося стереотипа. Обратимся к непосредственному анализу имеющихся данных.
В табл. 7. представлена обобщенная картина комплекса эмоциональных переживаний и чувств, наполняющих выделенные мною неконструктивные стереотипы взаимодействия.
Мы видим, что в сказках стереотипы межличностного взаимодействия супругов сопряжены с переживанием сложного комплекса негативных эмоциональных состояний и чувств.
Таблица 7 - Эмоциональные переживания и чувства, сопутствующие неконструктивным стереотипам взаимодействия
№ п/п |
Эмоциональные переживаний и чувства |
Число испытуемых |
% от выборки |
1 |
Страх потери любви и признания |
58 |
66,7 |
2 |
Чувство беспомощности, жалости к самому себе |
57 |
65,5 |
3 |
Чувство одиночества |
51 |
Г 58,6 |
4 |
Чувство самоуничижения |
49 |
58,6 |
5 |
Стыд |
49 |
58,6 |
6 |
Чувство недоверия |
35 |
40,2 |
7 |
Чувство враждебности |
34 |
39,1 |
8 |
Гнев, раздражение |
39 |
44,7 |
9 |
Вина |
30 |
34,5 |
10 |
Обида |
28 |
31,2 |
11 |
Печаль |
25 |
28,7 |
12 |
Отчаяние |
24 |
27,6 |
Определение и схема Я-концепции Р. Бернса
Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясно ...
Страх как состояние души.
Приступая к обзору работ под этой рубрикой, обратимся, прежде всего, к работам С. Къеркегора. Он рассматривал страх как двигатель духовного роста, а тревогу и досаду не только как негативные состояния духовной жизни, но и как исключительно важные состояния, позволяющие человеку обрести свободу. «Страх, - писал он, - это возможность своб ...
Экспериментальные исследования
В качестве наглядного примера для иллюстрации вышеизложенных теоретических тезисов можно привести задачу, разобранную на практическом занятии.
Условие: «Сколько нужно цифр для того, чтобы пронумеровать книгу, в которой 634 страницы?»
R1: 10
R2: 3
R3: не все цифры
R4: пустые страницы (0 цифр)
R5: словами
R6: дурацкая задача, нужны ...