Материалы » Межличностное взаимодействие супругов в условиях семейного конфликта » Динамика разворачивания ситуации семейного конфликта

Динамика разворачивания ситуации семейного конфликта
Страница 3

Дальнейшие различия в предпочтении стереотипов в разных социальных группах стали более явными, благодаря данным, полученным в результате анализа сказок.

Обобщенные данные об основных неконструктивных стереотипах межличностного взаимодействия супругов представлены в табл. 6.

Таблица 6 - Ведущие неконструктивные стереотипы межличностного взаимодействия супругов

№ n/n

Ведущий стереотип

Число испытуемых

% от выборки

«Непонимание»

15

17,1%

2

«Уход»

14

16,1%

3

«Жертва»

13

14,9%

4

Подчинение «сильному»

13

14,9%

5

Поиск «виновного»

10

11,5%

6

Пристрастное отношение к «своим» и «чужим»

10

11,5%

7

Доминирование («хозяин дома»)

6

6,9%

8

Агрессивное подавление «слабого»

6

6,9%

Всего испытуемых

87

100%

Из табл. 6 видно, что у студентов Социального университета ведущими оказались стереотипы «непонимания» (17,1%) и «ухода» (16,1%). Этот факт подчеркивает сходство установок студентов Социального университета и их будущих клиентов - людей, нуждающихся в социальной защите, утративших понимание жизненных ситуаций, ориентацию на их активное изменение, ушедших в свои болезни или несчастья.

Вторыми по значимости стали стереотипы «жертвы» (14,9%) и подчинения «сильному» (14,9%), указывающие, что профессиональная ориентация на социальную работу определяет важность для личности позиции жертвы, характерной для слабых, нуждающихся в поддержке людей, склонных к подчинению, подавлению своих желаний. Эти стереотипы могут также отражать личностную позицию студентов - будущих социальных работников, которые озабочены положением «жертвы», вынужденной покорно подчиняться жизненным обстоятельствам. Далее, однако, студенты раскрывают свои собственные тенденции к пристрастному отношению к «своим» и «чужим» (11,5%) и поиску «виновного» (11,5%), которые сочетаются с менее выраженными при этом стереотипами доминирования (6,9%) и агрессивного подавления «слабого» (6,9%).

Содержание эмоциональной составляющей неконструктивных стереотипов в ситуации семейного конфликта.

Анализ материалов, полученных методом «Рефлексия на семейный конфликт», показал, что в сказках зачастую в символически-образной и метафорической форме представлен своеобразный генезис эмоционального становления неконструктивных стереотипов межличностного взаимодействия супругов, своего рода проекция хранящихся в памяти человека негативных эмоций, принятых на их основе решений и закрепившегося стереотипа. Обратимся к непосредственному анализу имеющихся данных.

В табл. 7. представлена обобщенная картина комплекса эмоциональных переживаний и чувств, наполняющих выделенные мною неконструктивные стереотипы взаимодействия.

Мы видим, что в сказках стереотипы межличностного взаимодействия супругов сопряжены с переживанием сложного комплекса негативных эмоциональных состояний и чувств.

Таблица 7 - Эмоциональные переживания и чувства, сопутствующие неконструктивным стереотипам взаимодействия

п/п

Эмоциональные переживаний и чувства

Число испытуемых

% от выборки

1

Страх потери любви и признания

58

66,7

2

Чувство беспомощности, жалости к самому себе

57

65,5

3

Чувство одиночества

51

Г 58,6

4

Чувство самоуничижения

49

58,6

5

Стыд

49

58,6

6

Чувство недоверия

35

40,2

7

Чувство враждебности

34

39,1

8

Гнев, раздражение

39

44,7

9

Вина

30

34,5

10

Обида

28

31,2

11

Печаль

25

28,7

12

Отчаяние

24

27,6

Страницы: 1 2 3 4 5


Групповая социальная терапия. Методы поведенческой терапии в группе
Социальная групповая работа – это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные сферы человеческой жизнедеятельности – от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы, имеющие различную этиологию проблем. Поведенческая терап ...

Условия личностной самореализации
Самореализация – это осуществление индивидных и личностных возможностей "Я" посредством собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми. Самореализация активизируется в отношении тех черт, свойств и качеств человека, которые рационально и морально поддерживаются обществом.1 Вместе с тем, человек является таким, как ...

Способности. Теория наследственности способностей
Когда говорят о способностях, имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. В психологии сложилось три концепции способностей. Одна из них утверждает, что способности – биологически детерминированные свойства ли ...