Материалы » Межличностное взаимодействие супругов в условиях семейного конфликта » Динамика разворачивания ситуации семейного конфликта

Динамика разворачивания ситуации семейного конфликта
Страница 1

Анализ поведения клиентов в ситуации семейного конфликта, который в разнообразных вариантах обычно предстает в ходе психологической консультации, позволил нам изучить динамику развития конфликтной ситуации

Конфликт проходит 5 основных этапов: I - «зарождение конфликта»; II - «латентная защита»; Ш - «аккумуляция эмоционального напряжения»; IV - «эмоциональный взрыв»; V - «разрешение конфликта».

I этап - «зарождения конфликта» актуализирует стереотип «непонимания». Сталкиваясь с непониманием, воспринимаемым как угрозу своему «Я» и мирному сосуществованию в семье, и переживая при этом сложный комплекс негативных эмоций, человек неосознанно ищет защиты. Функцию защиты и выполняет стереотип «непонимания». Отказываясь что-либо понимать, человек не хочет соглашаться с тем, что его прежние представления о себе и любимом партнере могут быть разрушены. Страх потерять любовь и любимого снижает возможность осознать конфликтную ситуацию на этапе ее зарождения и побуждает человека искать защиту в стереотипных реакциях, унаследованных от семьи и социума.

Именно поэтому на II этапе конфликтной ситуации человек выбирает и актуализирует стратегию защитного поведения - подавления или подчинения. Одни прибегают к стереотипу доминирования (активно-оборонительная стратегия), другие - к стереотипу подчинения «сильному» (пассивно-оборонительная стратегия). Эмоциональные реакции здесь протекают в скрытой форме, поэтому мы называем эту стадию конфликтной ситуации «латентная защита».

На III этапе конфликта происходит накопление эмоциональной напряженности. Здесь актуализируются стереотипы поиска «виновного» («козла отпущения») и пристрастного отношения к «своим» и «чужим». Есть люди, которые изначально признают виновными самих себя, но стереотип пристрастного отношения к «своим» и «чужим» («мы лучше - они хуже») помогает им трансформировать чувство вины в обиду и мысленно направить агрессию против обидчика. Другие, с самого начала, обвиняют во всем других членов семьи. Сомнения, зарождающиеся по мере осознания собственной вины, снимаются стереотипом пристрастного отношения к «своим» и «чужим» («мы лучше - они хуже»). Таким образом, защищая себя, человек трансформирует неосознанное чувство вины в раздражение и агрессию, направленную против другого.

К IV этапу конфликтной ситуации - «эмоциональному взрыву» - обе стороны приходят с накопившимся комплексом интенсивных негативных чувств. При этом одни прибегает к стереотипу «жертвы», другие используют стереотип агрессивного подавления «слабого».

На V этапе происходит разрешение конфликта. Наступает «разрыв контактов», обе стороны используют стереотип «ухода».

Следует заметить, что на разных этапах ситуации семейного конфликта стереотипы выполняют защитную функцию. Стереотипные реакции защищают личность от саморазрушения в условиях конфликтных болезненных длительных взаимоотношений. Однако при этом нарушается адекватное восприятие ситуации, и блокируются возможные позитивные - стабилизирующая и развивающая функции семейного конфликта, которые позволяют вскрыть существующие разногласия, побуждают к поиску общих взглядов и позиций, способствуют осознанию и актуализации личностных и межличностных ресурсов, согласованию и взаимному принятию противоположных ценностей и интересов. Обе указанные функции включают в себя необходимость и возможность осознания. Но именно рефлексивные потенциалы человека блокируются интенсивными негативными эмоциями, которые актуализируют в ситуации конфликта стереотипные неконструктивные защитные реакции.

Зависимость стереотипных реакций от личностных особенностей и принадлежности к социальной группе.

Сопоставляя данные, полученные при изучении конфликтных семейных стереотипов в разных социальных группах, мы обратили внимание на то, что стереотипы, проявляющиеся в разных социальных группах, имеют свою специфику. В табл. 5 представлены результаты этого анализа.

Мы видим, что для всех групп испытуемых характерны стереотипы «непонимания», поиска «виновного», пристрастного отношения к «своим» и «чужим», «ухода». Для бизнесменов и учителей при этом характерно использование стереотипов доминирования («хозяин дома») и агрессивного подавления «слабого». А для служащих государственных учреждений и студентов Социального университета, ориентированных на помощь нуждающимся в социальной защите, характерны стереотипы подчинения «сильному» и «жертвы».

Проиллюстрируем вышеуказанные различия анализом наблюдений за поведением клиентов из сферы бизнеса, обращавшихся к нам за помощью.

Таблица 5 - Стереотипные реакции, преобладающие в разных социальных группах

№ п/п

Социальная группа

Число испытуемых

% от выборки

Стереотипы, преобладающие в указанных социальных группах

1

Бизнесмены

20

23,3

«Непонимание», доминирование, поиск «виновного», пристрастное отношение к «своим» и «чужим», агрессивное подавление «слабого», «уход»

2

Учителя

20

23,3

«Непонимание», доминирование, поиск «виновного», агрессивное подавление «слабого», пристрастное отношение к «своим» и «чужим», «уход».

3

Служащие государственных учреждений

22

25,6

«Непонимание», подчинение «сильному», поиск «виновного», пристрастное отношение к «своим» и «чужим», «жертва», «уход».

4.

Студенты Социального университета

24

27,8

«Непонимание», подчинение «сильному», поиск «виновного», пристрастное отношение к «своим» и «чужим», «жертва», «уход».

Страницы: 1 2 3 4 5


Родители и дети в животном и человеческом мире
У многих видов родители привязаны к своим детям. Часто именно только к своим. Чайка клюет и может даже убить чужого птенца, зашедшего на ее окологнездовую территорию. Есть и люди, которых тоже любят только своих детей. Но у большинства есть и другая любовь - любовь к детям вообще. Скорее всего, она возникла во времена первобытных людей. ...

Прием "Имя собственное".
Для каждого человека его собственное имя является лучшей музыкой. У человека есть потребность быть признанным через личностную значимость. Когда это происходит при обращении "по имени" и эта потребность удовлетворяется, то возникают положительные эмоции и расположение к источнику положительных эмоций. Такие обращения как " ...

Безопасность и экологичность работы
Экология как наука сформировалась в середине прошлого столетия, когда возникло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям. Термин экология (от греческого слова oikos – дом, жилище; logos – учение, наука) ввел в 1866 г. немецкий биолог Эрнст ...