Материалы » Особенности эмоциональной сферы больных алкоголизмом » Исследование самооценки больных алкоголизмом

Исследование самооценки больных алкоголизмом
Страница 3

Может показаться, что метод стрессотерапии (кодирования) теряет свою силу, если больной знает секреты метода. В действительности это не так в силу того, что больной заинтересован в выздоровлении. Он имеет внутреннюю подсознательную установку на некритичное восприятие иллюзий и заблуждений, формируемых психологом. Это защитная реакция.

Специалист, проводящий кодирование, не должен проводить его в примитивной форме, при этом придерживаясь основ манипуляционной психотерапии.

Очень сложно пациенту знать, где и когда его вводят в заблуждение, так как психотерапевт больше времени уделяет истинной картине. Трудно на фоне истины обнаружить элементы заблуждения.

Код действительно иногда срабатывает настолько сильно, что бывают случаи, опасные для жизни. Сюрпризы подсознания непредсказуемы, даже если пациент знает, что его вводили в заблуждение. Возможно, миф о последствиях кодирования держится за счет последствий, которые в действительности имели другие причины, но общество их списывает на кодирование, что в свою очередь лишь закрепляет целевую антиалкогольную установку.

С точки зрения современной общепсихологической теории [5, с. 151], любая попытка переформировывания личности обречена на неудачу, если она состоит в усилиях повлиять на сознание субъекта путем воздействия на сознание субъекта, игнорируя организацию предметной деятельности и производную от нее систему важнейших жизненных отношений субъекта, отраженную смысловыми образованиями личности.

Внушение в гипнозе может быть эффективно использовано для создания установки на трезвость в узком значении т.е. на уровне целевой установки. Однако внушение оказывается практически бессильным перед задачей переформирования предметной деятельности субъекта, перед системой смысловых установок алкогольнозависимого, которые складываются в ходе деятельности, являющейся значительно более существенной детерминантой личности, чем вербальные воздействия на сознание, хотя бы и производимые в гипнозе.

Таким образом, ни гипносуггестивная психотерапия на основе желания переменить свою жизнь, ни рациональная психотерапия на основе понимания такой необходимости, не могут необратимо вывести больного из того порочного круга, замыкающегося на алкоголе, в котором он оказывается благодаря сформированности специфического дефекта предметной деятельности, детерминированного длительным использованием алкоголя в качестве мотива высших психических потребностей[30, с. 192].

Таким образом, задача психологической реабилитации больных алкоголизмом может быть сформулирована как выявление и актуализация таких мотивов ремиссионной деятельности, которые, обеспечивая должную преемственность со сложившимися в ходе всей прежней жизни пациента смысловыми установками, приводили бы к появлению новых смысловых установок, уже не являющихся типичными для алкогольной личности и тем самым исключали бы возможность актуализации алкоголя в качестве адекватного потребностной сфере мотива. Важнейшей функцией мотива при таком подходе является его смыслообразующая функция, т.е. свойство мотива определять и перестраивать субъективное отношение человека к осуществляемой им деятельности. В итоге мотив опосредованно через смысловые образования и деятельность в целом влияет и на сами потребности, давая им новое развитие.[39, с.37]

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Цели и принципы профконсультационной деятельности. Виды профконсультаций
Профессиональное консультирование является основной составляющей профориентационной работы, обеспечивающей оказание помощи личности а профессиональном самоопределении, формировании и дальнейшем развитии профессиональной карьеры. Профессиональное консультирование проводится в целях: · оказания помощи в принятии решения о выборе или пер ...

Общая характеристика потребностей личности дошкольника. Понятие и виды потребностей
Потребность – это такое состояние человека, коллектива или общества в целом, при котором они начинают осознавать зависимость своего развития, благополучия или состояния от каких-либо объективных условий своей жизнедеятельности. Потребность это нужда в чем-то. Так существует потребность в образовании, в пище, в приобретении вещей и т.д. ...

Занятие 9-е. Тема: "Да, мы умеем думать".
Цель — показать, что созависимые умеют думать, прогнозировать будущее и принимать решения, способствующие построению здоровых отношений. - Когда созависимые будут спрашивать мнение психотерапевта по поводу их собственной жизни, задайте им встречный вопрос, а что они сами думают по этому поводу. Поскольку созависимые долго отказывались ...