Материалы » Особенности эмоциональной сферы больных алкоголизмом » Исследование самооценки больных алкоголизмом

Исследование самооценки больных алкоголизмом
Страница 4

Нами опрошено 210 мужчин, прошедших через процедуру кодирования. 87% опрошенных сообщили, что основные проблемы у них возникли в трезвой жизни, а не при непосредственном отказе от спиртного. Так же для них очевидно, что во время поддержания контакта со специалистами, проводившими коррекцию, проблем не возникало.

В настоящее время имеет место сравнительно небольшое число психологических работ, посвященных исследованию установок, мотивов, ценностей алкогольнозависимых личностей. Эти работы [10, с. 48] преимущественно строятся на традиционном деятельностном подходе, согласно которому задача психологической реабилитации заключается в перевоспитании установок личности больных алкогольной зависимостью. К сожалению, практика показывает, что такой подход, имея больше теоретический, нежели практический характер и сводясь, порой к тривиальным выводам о воспитании, превращает психотерапию и психокоррекцию в малоэффективную, долговременную педагогическую дисциплину. В лучшем случае с помощью этих методов удаётся создать непродолжительную смысловую установку против потребления наркотических средств, в худшем - непродолжительную целевую установку. Предполагается, что психологическая зависимость от алкоголя возникает в результате утраты алкогольнозависимой личностью смыслообразующих ценностей жизни и деформации смысловой сферы, заключающейся в подмене реальных смыслообразующих ценностей искусственными. Психокоррекция алкогольной зависимости может оказаться эффективной только в том случае, если она обеспечивает преобразование смыслообразующих ценностей личности и повышение привлекательности её жизни. Это может быть достигнуто с помощью метода, позволяющего выработать у клиента установку оценивать свои действия и окружающий мир с позиций полярных высокозначимых ценностей - жизни и смерти, но с акцентом на первое. В результате у алкогольнозависимой личности могут быть сформированы такие смыслообразующие ценности, которые превосходят по значимости наркотические ценности и создают внутренние условия для избавления человека от алкогольной зависимости.

Пограничный анализ погружает алкогольнозависимую личность в пограничную фазу между жизнью и смертью путем регресса в состоянии гипнотического транса постепенно и без стрессов. После пограничного анализа алкогольнозависимая личность, также думает о жизни и смерти, но эта мысль - без стресса. В процессе пограничного анализа снимается глубинная причина, вызывающая желание опьянеть. Больной постепенно осознает свою сущность (экзистенцию), очищаясь от иллюзий, вызывавших потребление алкоголя. Благодаря этому положительным образом меняется мироощущение, и больному возвращается ранее потерянная способность радоваться естественным способом (без алкоголя).

В процессе пограничного анализа личность начинает видеть структуру того, благодаря чему она разучилась, как в детстве, радоваться жизни. Именно этому в процессе психокоррекции должно уделяться большое внимание. По нашим наблюдениям, большинство зависимых потребляли алкоголь благодаря тому, что для них цель в трезвой жизни практически никогда не реализовывалась.

В результате трезвая жизнь не доставляла радости, а приводила лишь к беспричинным депрессиям и, как следствие, к желанию опьянеть (снять депрессию). Пограничный анализ «снимает» эти страхи и всё это происходит благодаря тому, что личность начинает осознавать эти страхи и мысли о смерти, их структуру и глубинную сущность. Благодаря этому исчезают беспричинные депрессии, приводившие ранее к потреблению наркотических средств. Возвращается способность радоваться жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Мышление как процесс.
Процесс познания на уровне мышления, процесс соотнесения объектов, образов, понятий и символов может быть развернутым и хорошо осознаваемым в силу того, что сознанию уже представлены объекты, с которыми производятся операции. Процесс мышления иногда развернут во времени так, что он не может остаться незамеченным, и наконец, часто он суб ...

Виды рекламного психологического воздействия
Основными видами психологического воздействия являются: информирование, убеждение, внушение, побуждение. Информирование – главное ядро рекламного обращения. Реклама должна убедить потребителя в достоинствах товара, то есть показать преимущества и доказать необходимость его для потребителя. С этой целью используется три группы аргумен ...

Психолого–педагогические рекомендации по коррекции агрессии у подростков
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь – собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может об ...