Личность спортсмена и роль тренера в её формированииСтраница 1
Одна из специфических особенностей личности - её индивидуальность. Последняя характеризует человека присущими только ему одному качествами, к которым относятся темперамент, характер, способности, динамика психических процессов и состояний, ведущие мотивы и чувства. Индивидуальность, в свою очередь, определяет стиль деятельности. Так, в спорте, достижение успеха возможно лишь при правильном учёте индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля.
Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.
Личность характеризуется определённой системностью, единством, устойчивостью своих качеств. [21].
К.К. Платонов, анализируя общую систему личности, справедливо относит все её особенности и черты к одной из четырёх групп, образующих четыре основные стороны личности: 1) социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); 2) биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, простейшие потребности, инстинкты);
3) опыт (объём и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
4) индивидуальные особенности различных психических процессов. Взаимосвязь между этими группами при ведущей роли так называемых социально обусловленных свойств образует систему личности, являющуюся, по К.К. Платонову, наиболее высоким уровнем интеграции в сфере явлений личности. [28].
Фактор, обусловливающий единство и устойчивость различных психических явлений, саморазличие личности, - это её воля, психологическое содержание которой в современной психологии изучено недостаточно.
Позиция, статус и социальные функции (установки), роли, ценностные ориентации, динамика отношений, мотивация поведения - всё это качества личности, характеризующие её мировоззрение, общественное поведение, социальную направленность, основные тенденции развития. Такая совокупность свойств личности, её отношение к обществу, коллективу, другим людям, деятельности, самой себе, реализующаяся в поведении, образует характер. Переход отношений в черты характера - одна из основных закономерностей характерообразования. Впервые она была описана русским психологом А.Ф. Лазурским. [25].
В характере человека выражаются такие его наиболее устойчивые свойства, которые в значительной степени обуславливают поведение, отношение с другими людьми, с внешним миром. Характер воплощает в себе общечеловеческие свойства и индивидуальные особенности отношения и взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, в нём выражены наиболее устойчивые свойства личности. В наиболее конкретной форме социальная направленность личности находит своё выражение в: 1) отношении человека к другим людям (доброта, отзывчивость, уважение, дружба, коллективизм, симпатия и др.); 2) отношение человека к своим основным видам деятельности - трудовой, учебной, спортивной, научной и др. (добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность, новаторство и др.); 3) отношение человека к своей Родине (патриотизм, героизм, преданность идеалам, интеграционализм и др.); 4) отношении к самому себе (достоинство, гордость, скромность, самоуважение, самолюбие и др.); 5) отношение человека к природе, вещам, различным явлениям (бережливость, аккуратность, экономичность и др.). [28].
Характер человека приобретает свою социальную направленность в соответствии с разноуровневыми целями его основных видов деятельности. Эти цели определяются главным образом нравственной позицией личности, её убеждениями и мировоззрением. В структуре характера можно выделить: а) направленность; б) особенности взаимодействия с окружающим миром; в) уровень активности и устойчивости при выполнении различных видов деятельности; г) эмоционально-волевую динамику; д) уровень интеграции различных свойств личности. [28].
Межличностные отношения в группах и коллективах
Не менее важной и интересной остается тема межличностных отношений в группах и коллективах.
Особое внимание в ходе социально-психологического изучения групп и коллективов уделяется взаимоотношениям. Они, в свою очередь, делятся на официальные и неофициальные, отношение руководства и подчинения(в частности, лидерства), деловые и личные, ...
Психолого-педагогические условия развития памяти у
детей младшего школьного возраста с ЗПР
То, что можно выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не просто выступают как вербальная замена воспринятого материала, а являются результатом его осмысления, т.е. если слово не название, а понятие, содержащее в себе связанную с предмето ...
Галлюцинаторное внушение.
В этом случае Вы косвенно предлагаете объекту напрячь свое воображение и представить в гипотетических деталях все прелести объекта Вашего внушения. В следующих примерах – монологи жены, призывающей мужа сделать ремонт:
- «Посмотри, какие здесь могут быть антресоли. Вот представь: к нам приезжает моя мама и привозит с дачи четыре ведра ...

