Личность спортсмена и роль тренера в её формировании
Страница 2

Многие свойства характера, определяемые отношениями личности к явлениям, к себе, к другим людям, зависят не только от отношения тренера к другим людям, но и от отношения его к своей работе, к самому себе. При этом все эти виды отношений связаны между собой. Так, отношение спортсмена к избранному виду спорта связано с отношением с коллективом (особенно, если это командная игра - футбол, хоккей с шайбой, баскетбол, волейбол и др.), отдельными товарищами, тренером, с отношением к Родине (особенно если спортсмен - член сборной страны) и, наконец, с отношением к самому себе.

Особо следует подчеркнуть, что характер обладает определённой целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. При этом эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определённых черт характера, а воля через волевые усилия осуществляет реализацию этих черт характера. [28].

В стрессовых ситуациях проявляется установка человека на достижение успеха или избегание неудачи. Эти установки определяют соответствующую направленность характера. В частности, спортсмены, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Они склонны ставить завышенные трудные цели, не боятся опасности. Степень реализации таких целей зависит от развития их волевой сферы. Спортсмены, у которых преобладает установка на избегание неудачи, более осмотрительны, ставят посильные цели, реже рискуют.

Так, в игровых видах спорта спортсмены с установкой на достижение успеха чаще предпочитают играть в нападение, а игроки с установкой на избегание неудачи надёжнее выполняют функции защитников.

Эмоционально-динамические особенности свойств характера зависит от темперамента. Взаимосвязь характера и темперамента определяется общей функциональной основой. От темперамента во многом зависит протекание внешних проявлений свойств характера. Темперамент во многом обусловливает эмоционально-динамические аспекты характера, тормозя или благоприятствуя развитию его черт. Например, у сангвиника легче воспитать общительность, у флегматика это качество формируется труднее. Зато флегматику легче проявить настойчивость и выдержку, а сангвинику это значительно сложнее. В свою очередь, характер оптимизирует негативные социальные проявления темперамента (например, безудержность, неуравновешенность холерика).

Компенсаторные влияния характера на темперамент достигаются за счёт специального развития навыков волевой регуляции с применением самоприказов, самовнушения, самоубеждения, самоодобрения, самокритики и т.п. [20].

В спорте люди без сильного характера не могут достичь больших успехов, так как этот вид деятельности требует максимальной самоотдачи, регулярных напряжённых тренировок, предельной мобилизации сил. Спорт по сути своей - хорошее средство для воспитания характера. Роль спортивной деятельности в его формировании заключается в том, что в ней образуются те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер. Но, для того чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надёжными, они должны сформироваться в систему навыков. Благодаря им в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер, способен совершить незапланированные поступки без длительного размышления и колебаний. Психологическими проявлениями таких навыков являются привычки.

Достижение высокого мастерства в спорте невозможно без привычки к регулярным напряжённым тренировкам, к выполнению сложных технических упражнений, проявлению воли и т.п. Но привычки лишь тогда становятся основой соответствующих свойств характера, когда они формируются и проявляются при сознательном активном отношении спортсмена к своей деятельности, долгу и при самоконтроле. Так в процессе регулярных тренировок у высококвалифицированных спортсменов формируется привычка тщательно, всесторонне готовиться к ответственным соревнованиям на фоне волевых усилий и реализации возрастающих функциональных возможностей. Во время такой подготовки психика их постепенно настраивается, как бы подготавливая организм к достижению всё более высоких спортивных результатов. Спортивный коллектив, создавая условия для удовлетворения потребности в общении, способствует формированию эмоционально-ценностных отношений.

Страницы: 1 2 3


Определение и область применения немедицинской психотерапии
Согласно «Психотерапевтической энциклопедии» под редакцией Б.Д. Карвасарского психотерапия «в настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов .». Психотерапия в общих чертах представляет собой «особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная п ...

Услышь ошибку
Время проведения: 3 мин Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой. Числовые ряды: 37 48 95 24 73 58 49 89 65 17 59 78 53 27 87 91 23 47 16 51 38 43 87 14 92 ...

Выводы.
Проведя анализ имеющихся данных по вопросу социально-психологической характеристики конфликтов можно сделать следующие выводы: 1. Конфликт – это столкновение субъектов взаимодействия, отстаивающих собственные взгляды, мнения, цели, интересы, заключающееся в противодействии друг другу. 2. Конфликт может выполнять как отрицательные, так ...