Психологическая защита личности в зарубежной и отечественной психологииСтраница 1
В настоящее время проблема психологической защиты личности получила широкое освещение в зарубежной и отечественной психологии. Общетеоретические и методологические аспекты данной проблемы рассматриваются в рамках классического и эволюционного психоанализа (А. Адлер, У. Вайлент, Р. Мэйли, Г. Салливан, З. Фрейд, А. Фрейд, К. Юнг и др.), современных психотерапевтических направлениях (Р. Ассоджоли, К. Роджерс, Ф. Перлз, П. Ферруччи и др.) и исследованиях стресса (Ф. Александер, Х. Келлерман, У. Кенон, С. Фолкнер и др.). Более специализированные вопросы, связанные с генезисом и функционированием механизмов психологической защиты освещаются в работах отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Ф.В. Бассина, Л.И. Божович, Ф.Е. Василюка, Е.С. Романовой, Е.Т. Соколовой и др.
Концепция психологической защиты является одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и теорию психологической адаптации. Первым, кто обратился, а, впоследствии и ввел в психологический обиход термин «защита», был З. Фрейд. В своих работах «Нейропсихология защиты» и «Этиология истерии» он подробно остановился на функциональном значении и цели защиты, состоящей в ослаблении интрапсихического конфликта, обусловленного противоречием между импульсами бессознательного (Ид) и интериоризированными требованиями внешней среды (Суперэго). Возникновение собственно фрейдовской концепции психики было обусловлено выходом понятия «защита» на первый план в истерии и других видах психоневроза.
В дальнейших своих работах З. Фрейд заменил термин «защита» на «подавление», но затем в работе «Подавление, симптомы, беспокойство» он стал рассматривать подавление как один из механизмов защиты личности. Впоследствии в своей работе «Страх» З. Фрейд на основе дифференциации форм сопротивления выделил и описал особенности действия таких защитных механизмов, как вытеснение, репрессия, отрицание, рационализация, реактивное образование, проекция, изоляция, регрессия, замещение, идентификация. Последнее высказывание Фрейда по вопросу психологической защиты помещено в его статье «Крайний и бескрайний анализ», в ней феномен психологической защиты он связывает с основными функциями психики – приспособлением, регуляцией и уравновешиванием.
В 20–40-е гг. ХХ в. развитие взглядов З. Фрейда относительно феномена психологической защиты нашло свое отражение в работах представителей неортодоксального психоанализа и Эго-психологии. В частности, А. Фрейд предприняла попытку обобщить и систематизировать знания о механизмах психологической защиты. Свою классическую монографию «Психология «Я» и защитные механизмы» она посвятила анализу «средств, с помощью которых «Эго» обороняется против неудовольствия и страха…». В базовую метапсихическую концепцию защиты А. Фрейд внесла определенные коррективы: акцентрировала роль защитных механизмов в разрешении внешних (социогенных) конфликтов, а сами механизмы стала рассматривать не только как проявление врожденных задатков, но и как продукт индивидуального опыта и непроизвольного научения. Также ею было сформировано представление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптивности личности.
В рамках феноменолистического направления особое внимание проблеме психологической защиты личности уделял К. Роджерс. Он вводит понятие предмета психологической защиты, в качестве которого выступает Я-концепция индивида, а также определяет основную функцию защитных механизмов, заключающуюся в сохранении стабильности целостной позитивной Я-концепции. Им же выделяется критерий эффективности действия защитных механизмов: защита эффективна лишь в том случае, если она способствует нейтрализации рассогласования (дисгармонии) в структуре Я-концепции.
Психологическая практика и психологическая наука
Как уже отмечалось, человеческая деятельность в содержательном отношении имеет два основных момента: это воздействие на предмет деятельности (ее праксеологический аспект) и его отражение, восприятие (гносеологический аспект деятельности). В реальном процессе деятельности они существуют в единстве как ее необходимые взаимодополняющие сто ...
Эпизод
Время проведения: 10 мин
Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут.
1. Лев, нападающий на антилопу
2. Собака, виляющая хвостом
3. Муха в вашем супе
4. Миндальное печенье в коробке
5. Молния в темноте
6. Пятно на вашей любимой одежде
7. Бриллиант, сверкающий на солнце
8. Крик ужаса в ночи ...
Воспитательные возможности рок-музыки
Не заметить рокового влияния рок-музыки на современную молодежь просто невозможно. В периодике, научных работах, в многочисленных выступлениях деятелей культуры и искусства все сильней звучит тревога в связи с отравлением окружающей «музыкальной атмосферы», засорением эфира низкопробными сочинениями в духе слепого подражательства западн ...