Материалы » Психологические аспекты социальной адаптации учащихся средних специальных учебных заведений » Психологическая защита личности в зарубежной и отечественной психологии

Психологическая защита личности в зарубежной и отечественной психологии
Страница 1

В настоящее время проблема психологической защиты личности получила широкое освещение в зарубежной и отечественной психологии. Общетеоретические и методологические аспекты данной проблемы рассматриваются в рамках классического и эволюционного психоанализа (А. Адлер, У. Вайлент, Р. Мэйли, Г. Салливан, З. Фрейд, А. Фрейд, К. Юнг и др.), современных психотерапевтических направлениях (Р. Ассоджоли, К. Роджерс, Ф. Перлз, П. Ферруччи и др.) и исследованиях стресса (Ф. Александер, Х. Келлерман, У. Кенон, С. Фолкнер и др.). Более специализированные вопросы, связанные с генезисом и функционированием механизмов психологической защиты освещаются в работах отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Ф.В. Бассина, Л.И. Божович, Ф.Е. Василюка, Е.С. Романовой, Е.Т. Соколовой и др.

Концепция психологической защиты является одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и теорию психологической адаптации. Первым, кто обратился, а, впоследствии и ввел в психологический обиход термин «защита», был З. Фрейд. В своих работах «Нейропсихология защиты» и «Этиология истерии» он подробно остановился на функциональном значении и цели защиты, состоящей в ослаблении интрапсихического конфликта, обусловленного противоречием между импульсами бессознательного (Ид) и интериоризированными требованиями внешней среды (Суперэго). Возникновение собственно фрейдовской концепции психики было обусловлено выходом понятия «защита» на первый план в истерии и других видах психоневроза.

В дальнейших своих работах З. Фрейд заменил термин «защита» на «подавление», но затем в работе «Подавление, симптомы, беспокойство» он стал рассматривать подавление как один из механизмов защиты личности. Впоследствии в своей работе «Страх» З. Фрейд на основе дифференциации форм сопротивления выделил и описал особенности действия таких защитных механизмов, как вытеснение, репрессия, отрицание, рационализация, реактивное образование, проекция, изоляция, регрессия, замещение, идентификация. Последнее высказывание Фрейда по вопросу психологической защиты помещено в его статье «Крайний и бескрайний анализ», в ней феномен психологической защиты он связывает с основными функциями психики – приспособлением, регуляцией и уравновешиванием.

В 20–40-е гг. ХХ в. развитие взглядов З. Фрейда относительно феномена психологической защиты нашло свое отражение в работах представителей неортодоксального психоанализа и Эго-психологии. В частности, А. Фрейд предприняла попытку обобщить и систематизировать знания о механизмах психологической защиты. Свою классическую монографию «Психология «Я» и защитные механизмы» она посвятила анализу «средств, с помощью которых «Эго» обороняется против неудовольствия и страха…». В базовую метапсихическую концепцию защиты А. Фрейд внесла определенные коррективы: акцентрировала роль защитных механизмов в разрешении внешних (социогенных) конфликтов, а сами механизмы стала рассматривать не только как проявление врожденных задатков, но и как продукт индивидуального опыта и непроизвольного научения. Также ею было сформировано представление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптивности личности.

В рамках феноменолистического направления особое внимание проблеме психологической защиты личности уделял К. Роджерс. Он вводит понятие предмета психологической защиты, в качестве которого выступает Я-концепция индивида, а также определяет основную функцию защитных механизмов, заключающуюся в сохранении стабильности целостной позитивной Я-концепции. Им же выделяется критерий эффективности действия защитных механизмов: защита эффективна лишь в том случае, если она способствует нейтрализации рассогласования (дисгармонии) в структуре Я-концепции.

Страницы: 1 2 3


Этапы становления рефлексии и диалога в европейской культуре
Этот параграф посвящен истории становления рефлексии и диалога в европейской культуре. Эти два понятия тесно взаимосвязаны, а потому рассматривать их отдельно было бы некорректно. На первом – древнегреческом – этапе в эпоху античной Греции ситуация развития рефлексии заменялась диалогом. Здесь рефлексия осуществлялась как в своей интел ...

Приемы активного слушания
Довольно часто, особенно когда собеседник волнуется, возникает необходимость добиться точного понимания того, что он говорит. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование. Прием выяснения состоит в обращении к говорящему за некото ...

Инструментальные условные рефлексы
Параллельно с работами И.П. Павлова, в США развивалось изучение сложных рефлексов, которые носят название инструментальных условных рефлексов. Основателем этого направления был Морган (Morgan, 1900). Различия инструментальных рефлексов и классических павловских довольно велики. В классических условных рефлексах условный сигнал — раздр ...