Материалы » Психологические аспекты социальной адаптации учащихся средних специальных учебных заведений » Психологическая защита личности в зарубежной и отечественной психологии

Психологическая защита личности в зарубежной и отечественной психологии
Страница 3

Образование новых и актуализация уже имеющихся защит у индивида происходит в эксквизитной (стрессовой, конфликтной, проблемной) ситуации. Последнюю она определяет как ситуацию, в которой противоречие в определенный момент развития предельно обострено и требует своего снятия, характер его разрешения определяет направление в развитии личности. В частности, норма и патология защитного функционирования зависят от того, сумел ли индивид на определенных этапах онтогенеза реализовать базисные потребности или благодаря гетерономному воздействию среды они были блокированы.

В качестве предмета психологической защиты выступает «Я-концепция» индивида, ее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Основная функция защитных механизмов – стабилизация и сохранение позитивной «Я-концепции», характеризующейся наличием гармоничного «образа Я» и положительного самоотношения.

«Нормативное» функционирование защитных механизмов обеспечивает стабильность упорядоченной индивидуальной картины мира, настолько истинной и настолько искаженной, насколько это задано общепринятыми стандартами. Поведение индивида при этом характеризуется целенаправленностью и последовательностью и оценивается обществом как нормальное, а межличностные конфликты в повседневной жизни не создают угрозу позитивному «образу Я» и не переходят во внутриличностные конфликты, так как защитные механизмы «эффективно» справляются с ними. С другой стороны, считает Е.С. Романова, если эмоциональная напряженность достигает чрезвычайно сильной выраженности, то защитные механизмы личности начинают использоваться или сверхинтенсивно, или, напротив, не справляются с ней (невыраженность защит), в результате чего появляется социально-психологическая дезадаптация.

Страницы: 1 2 3 


Самооценка подростков
Важнейшей особенностью подростков является постепенный переход от копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. С помощью особой деятельности (самопознания) у подростка и формируются критерии самооценки. Основной формой самопознания подростка является сравнения себя с другими людьми - взрослыми, све ...

Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов
Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует и на практике возникают конфликты, которые можно классифицировать в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга р ...

История развития мышления
Психология мышления, как направление, появилась лишь в 20 веке. До этого господствовала ассоциативная теория, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности протекания мышления - к ассоциативным законам. Почему мышление нельзя свести к ассоциативному процессу? Первое отличие заключается в том, что ...