Психологическая защита личности в зарубежной и отечественной психологииСтраница 3
Образование новых и актуализация уже имеющихся защит у индивида происходит в эксквизитной (стрессовой, конфликтной, проблемной) ситуации. Последнюю она определяет как ситуацию, в которой противоречие в определенный момент развития предельно обострено и требует своего снятия, характер его разрешения определяет направление в развитии личности. В частности, норма и патология защитного функционирования зависят от того, сумел ли индивид на определенных этапах онтогенеза реализовать базисные потребности или благодаря гетерономному воздействию среды они были блокированы.
В качестве предмета психологической защиты выступает «Я-концепция» индивида, ее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Основная функция защитных механизмов – стабилизация и сохранение позитивной «Я-концепции», характеризующейся наличием гармоничного «образа Я» и положительного самоотношения.
«Нормативное» функционирование защитных механизмов обеспечивает стабильность упорядоченной индивидуальной картины мира, настолько истинной и настолько искаженной, насколько это задано общепринятыми стандартами. Поведение индивида при этом характеризуется целенаправленностью и последовательностью и оценивается обществом как нормальное, а межличностные конфликты в повседневной жизни не создают угрозу позитивному «образу Я» и не переходят во внутриличностные конфликты, так как защитные механизмы «эффективно» справляются с ними. С другой стороны, считает Е.С. Романова, если эмоциональная напряженность достигает чрезвычайно сильной выраженности, то защитные механизмы личности начинают использоваться или сверхинтенсивно, или, напротив, не справляются с ней (невыраженность защит), в результате чего появляется социально-психологическая дезадаптация.
Роль и задачи психолога в обществе потребления
Психология потребления изучает реакцию индивида на продукцию или услугу с целью описания, объяснения и влияния на отклик потребителя.
Какие конкретные задачи ставит общество перед психологами, работающими в этой области?
В психологии потребления можно выделить несколько сфер. Профессионалы могут разрабатывать рекламные акции, изучать ...
Метод последовательных ассоциаций (цепочка)
Метод последовательных ассоциаций заключается в последовательном увязывании элементов списка в единый сюжет (рассказ, фильм). Главное, не перескакивать к боле ранним словам, а связывать слово к слову, как будто соединять звенья цепочки, иначе при вспоминании вы можете упустить не сцепленный с двух сторон элемент. Ну и конечно, важно пом ...
Категория общения в социальной психологии
Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Возможность исследования общения в различных системах научного знания: на философском, социологическом, социально-психологическом, психофизиологическом уровнях. Специфика социально-психологического подхода к общению.
Значение общения для развития индивида и развития обществ ...