Литературный обзор. Воля, её
проявления и волевая готовность спортсменаСтраница 3
Волевые действия кроме специфических (момент) включают в свою структуру и все основные элементы сложных действий. Сложные действия требуют и сложной аналитико-синтетической деятельности мозга на основе настоящей и прошлой информации о внешнем мире, внутренней среде организма и потребностях личности. Учитывая, что в сложных действиях срочная информация является наиболее важным элементом, предполагается, что срочная информация - обусловливающих проявление волевых действий. [28].
Таким образом, для успешного осуществления целенаправленной деятельности важное значение имеют многообразные системы информационных процессов. На этапе реализации деятельности они обеспечивают самоконтроль деятельности; восприятие собственной и условий, в которых она протекает; актуализацию программы деятельности; сличение результатов с программой и фиксацию степени соответствия или рассогласования. Большую роль в разработке проблемы воли сыграли работы спортивных психологов П.А.Рудика, А.Ц.Пуни, О.А.Черниковой и др. Ими разработаны характеристики различных волевых качеств, даются рекомендации по воспитанию воли спортсменов. Так, по П.А.Рудику, важнейшей особенностью волевых действий является их связь с движениями. В психологической структуре волевых действий он выделяет побуждение к действию, представление цели, средств, намерение, решение, волевое усилие, выполнение принятого решения. Специфику волевых усилий автор связывает с особенностями тех трудностей, для преодоления которых они предпринимаются. [28].
По мнению Б.Н.Смирнова, воспитание волевых качеств спортсменов направлено на совершенствование познавательного, эмоционального и исполнительного компонентов воли. [28].
Совершенствование познавательного компонента достигается постоянным пополнением общеобразовательных и специальных знаний, высокой умственной активностью в процессе спортивной подготовки.
Развитие эмоционального компонента предполагает обучение приёма самомотивирования в процессе принятия и исполнения решений. При этом на первых порах рекомендуется сочетать мотивирующие воздействия тренера с самомотивированием спортсменов, а в дальнейшем всё чаще использовать их самостоятельную мотивационную активность. Важно, чтобы спортсмены научились в трудных условиях намеренно вызывать у себя действительные переживания прежде всего нравственных чувств.
Совершенствование исполнительного компонента заключается в овладении приёмами самопринуждения к принятию трудных решений и их исполнению. Эти приёмы, выраженные в словесной форме, являются мощным регулятором поведения и приобретают реальную силу благодаря установлению связи с действием. Именно поэтому Б.Н.Смирнов рекомендует во время тренировочных занятий предварять выполнение двигательных действий, связанных с преодолением препятствий, словесными самоуказаниями. Так, можно применять регулирующие самоприказы типа: "Будь увереннее, смелее!", "Настройся!", "Войди в состояние готовности!", "Терпи!", "Выиграть!", "Повысить темп!" и т.п. [28].
По мере интеграции различных компонентов воли (мотивации, целей, установок, притязаний, эмоций и чувств, интеллектуальных, информационных и регуляторных процессов) у спортсмена формируется состояние волевой готовности, характеризующее высокий потенциальный уровень предстоящей соревновательной деятельности. При этом роль интегратора указанных компонентов воли выполняют волевые усилия, которые потенциально поднимают необходимые функциональные системы организма спортсмена на высший уровень проявления с подключением существующих резервов. [22].
Мотивация как психологическая категория
Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, ...
Упражнение «Наблюдательность»
Время проведения: 10 мин
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
предлагается по памяти подробно описать двор, путь из одного кабинета в другой - то, что они видели сотни раз. Такие описания делаются устно, а их одногрупники дополняют пропущенные детали. ...
Развитие памяти как высшей психической функции. Понятие
памяти
Согласно определению из Большого психологического словаря, память – «форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последу ...

