Материалы » Психологические и психофизиологические особенности спортсменов-хоккеистов » Литературный обзор. Воля, её проявления и волевая готовность спортсмена

Литературный обзор. Воля, её проявления и волевая готовность спортсмена
Страница 1

воля Необходимо остановиться на понятии "воля". Это нужно тем более, что до сих пор, несмотря на значительные успехи в разработке вопросов воли и общих её методических основ, нет единого взгляда на её природу.

Проблема воли является не только одной из сложнейших, но и, как считал А.С. Макаренко, значимой проблемой в процессе воспитания.

Опираясь на философию диалектического материализма и достижения отечественных физиологов при изучении механизмов произвольного поведения, в настоящее время в плотную подошла к экспериментальному раскрытию различных психических явлений. Тем не менее в научной литературе различные вопросы воли ставились и рассматривались в основном в педагогическом плане. [28].

Почти все авторы при характеристике воли подчёркивают её сознательный, целенаправленный характер. Ими указывается на то, что воля проявляется в действиях, связанных с преодолением препятствий различной степени трудности, что наиболее характерным моментом волевой деятельности человека является волевое усилие, которое необходимо для преодоления различных трудностей.

Таким образом, можно сказать, что в целом проблема воли, особенно вопросы, связанные с её функцией, структурой и взаимосвязью её различных компонентов, разработаны недостаточно. При этом в определённой мере правы и те авторы, которые рассматривают волю как способность, и те, которые определяют её значимость в связи с волевыми действиями и процессами. Опираясь на сказанное выше, можно полагать, что воля воспитывается через волевые действия и процессы, специфика которых заложена в волевом усилии.

Произвольные действия человека вызваны осознанными мотивами и направлены на достижение поставленных целей, поэтому неразрывно связаны со словесным мышлением и осуществляются в условиях высокоактивного состояния мозга, порождаемого работой второй сигнальной системы. По мнению Г.С.Костюка, все эти особенности присущи и собственно волевым действиям, но последние имеют и свою специфику: они направлены на достижение сознательно поставленных целей и связаны с определением трудностей на пути к их достижению. "Произвольные действия характеризуются тем, что они осуществляются в обычных условиях, т.е. в условиях неизменности прочно установившихся стереотипов, отсутствия трудностей. В отличие от этого собственно волевые действия осуществляются в ситуации перестройки стереотипов, т.е. в непривычных новых условиях, при наличии трудностей". [9]. Характеризуя волевые действия, можно сказать, что они являются качественно высшим проявлением произвольных действий человека, активности его сознания.

В современной психологии до сих пор остаётся неразрешённым вопрос о функциональном взаимодействии мотива и воли. Представляется наиболее целесообразным рассматривать мотив как побудительную детерминанту воли, в которой воплощено её содержание, а саму волю - как функцию организации трудной деятельности, которая обусловливает её начало и исполнение. С возникновением волевых действий соответствующий мотив включается в их структуру и способствует дальнейшей стимуляции этих действий, порождая промежуточные цели.

Важным источником возникновения мотивов волевой деятельности является осознание общественных потребностей и ценностей.

На основании опыта волевой деятельности и потребностей в самоутверждении, самореализации и самосовершенствовании формируются непосредственные мотивы волевой деятельности, когда препятствия начинают обладать притягательной силой, риск становится приятным. Такая детерминация волевых проявлений характерна для спорта.

Мотивация волевой деятельности, интегрируясь с притязаниями, самооценкой, системой информационных процессов, порождая стенические эмоции (уверенность, возбуждение, азарт и т.п.), способствует возникновению состояния волевой готовности к экстремальной деятельности, в частности к соревновательной.

Возникновение произвольных действий связано с осознанием мотивов и целей той деятельности, которую эти действия осуществляют. Ещё Ф. Энгельс, говоря о сознательной целенаправленной деятельности людей в истории общества, указывал: "Здесь ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели". [12]. А о мотивах волевого поведения он писал так: "Воля определяется страстью или размышлением. Но те рычаги, которыми, в свою очередь непосредственно определяется страсть или размышление, бывают самого разнообразного характера". [29].

Страницы: 1 2 3


Прием "Имя собственное".
Для каждого человека его собственное имя является лучшей музыкой. У человека есть потребность быть признанным через личностную значимость. Когда это происходит при обращении "по имени" и эта потребность удовлетворяется, то возникают положительные эмоции и расположение к источнику положительных эмоций. Такие обращения как " ...

Диалектика приобретенного и природного в способностях
Более правильную позицию занимают представители третьей концепции способностей, которую разделяет большинство советских психологов. Концепция способностей советских ученых устанавливает, что человек имеет от природы присущие всем людям возможности человеческого развития. Вместе с тем советские психологи признают наличие индивидуальных ...

Арттерапия
Наш внутренний мир наполнен образами чувств и представлениями, через которые происходит эмоциональное общение между людьми. С помощью образов чувств наше бессознательное взаимодействует с нашим сознанием. Чем глубже и интенсивнее это происходит, тем сильнее откликаются в душе зрителя и слушателя произведения искусства, рассказывающие ос ...