Материалы » Психологические и психофизиологические особенности спортсменов-хоккеистов » Литературный обзор. Воля, её проявления и волевая готовность спортсмена

Литературный обзор. Воля, её проявления и волевая готовность спортсмена
Страница 2

Исходя из описанных выше положений можно считать, что для волевых действий в отличие от произвольных действий характерно наличие и сильного мотива к определённой деятельности, и волевых усилий, способствующих преодолению трудностей, которые препятствуют достижению определённых целей.

Воля, таким образом, - это и процесс, и действие, и состояние и свойство личности. При этом в каждом из этих психических явлений она выполняет свойственную ей функцию сознательной регуляции деятельности и мобилизации возможностей человека. Так, характер процесса обнаруживается в сознательной целенаправленности воли, преднамеренности и произвольности. Специфику действию придаёт волевое усилие, которое связано со своеобразным напряжением мобилизирующего и регулирующего характера. Последнее также лежит в основе состояния волевой активности, которое составляет временную характеристику психической деятельности .

В современной психологии ещё недостаточно разработана проблема волевого преодоления трудностей. Волевое преодоление трудностей характеризуется включением дополнительных регуляторных и мобилизационных процессов на уровне второй сигнальной системы. При этом важное значение имеет значение человеком различных приёмов саморегуляции (отвлечение, переключение внимания, самовнушение, самоубеждение, самоприказы и т.п.).

Первый уровень саморегулирования осуществляется на фазе всякого преднамеренного поведения, не осложнённого помехами. Этому соответствуют простые сознательно-волевые акты, в целом ещё характеризующие волю личности.

Второй уровень - на фазе актуализации в сознании препятствий и переживания более или менее длительного волевого усилия, связанного с борьбой мотивов, ситуацией выборов и самим исполнением. Это типичные проявления волевой активности, когда человек сознательно мобилизирует свои силы, чтобы преодолеть возникшие трудности и добиться цели. Показателями такой активности являются прежде всего волевое усилие и произвольное внимание.

Третий уровень - на фазе бесконфликтного поведения, когда предшествующая мобилизация всех ресурсов личности (второй уровень) при огромном эмоциональном подъёме обеспечивает увлечённое преодоление препятствий без актуализации в сознании волевых усилий". [28]. Третий уровень саморегуляции, видимо, можно назвать "послеволевым" уровнем.

Механизм волевой активности может быть различным в зависимости от проявляемой при постановке её целей и задач степени самостоятельности личности. При самостоятельной постановке цели мотивация волевой деятельности актуализируется во внутреннюю мотивационную установку, характеризующую готовность к преодолению определённых трудностей в процессе достижения этой цели. При этом мотивационная установка в дальнейшем способствует коррекции различных параметров волевых действий.

В случае же постановки цели другими лицами ( тренером, психологом и др.), воспринимающейся личностью в виде внешней установки, сначала на основе волевого анализа и оценки происходит её принятие или непринятие в зависимости от соответствия направленности личности или необходимости. Затем, если цель принята, волевой механизм характеризуется формированием соответствующей мотивации. Далее эта мотивация актуализируется во внутреннюю мотивационную установку. Исходя из сказанного можно предполагать, что внешняя установка на проявление воли можем актуализироваться во внутреннюю мотивационную установку, обу4словливающую формирование волевой готовности к выполнению трудной деятельности.

В связи с этим интересными представляются предложения А.Г.Ковалёва выделять два вида волевой активности в зависимости от проявляемой в ней степени самостоятельности: 1) волевую деятельность по приказу (гетерономная волевая активность) и 2) волевую деятельность, возникающую на основе собственных потребностей человека (автономная волевая активность). А.Г. Ковалёв указывает, что деятельность по приказу может быть волевой, так как она осуществляется индивидом сознательно в силу понимания её необходимости чувства долга и ответственности. [20. стр.52].

Страницы: 1 2 3


Мыслительный процесс и его фазы
По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя ЦЕЛЬ и УСЛОВИЯ. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом РАЗРЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недо ...

Причины, вынуждающие человека манипулировать
1. риск и неопределённость современной жизни, приводящие к возникновению чувства беспомощности. 2. страх перед затруднительным положением, выход из которого ищет человек, используя других людей. Это происходит тогда, когда человек не верит в себя, в свои способности и возможности справиться с данной ситуацией. Человек манипулирует, исп ...

Способы разрешения конфликтных ситуаций.
Учитывая часто негативную сторону конфликта и его последствий, встает вопрос о нахождении путей позитивного выхода из конфликтной ситуации для всех его участников. В литературе по этому поводу можно найти множество советов и рекомендаций, различных тренинговых комплексов и занятий. Приедем несколько рекомендаций по устранению конфликто ...