Материалы » Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития » Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития

Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития
Страница 5

РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

На завершающем этапе исследования было проведено обследование, проводившееся на констатирующем этапе. Были получены данные, которые характеризовали уровни развития познавательных процессов, успешности обучения и развития мотивации.

Исследование познавательных процессов в конце 6-го года обучения выявило значимые различия между результатами экспериментальной и контрольной групп (Тф-77; различие значимо на 5-процентном уровне).

Уровни развития познавательных процессов младших подростков с задержкой психического развития представлены в таблице 1.

По результатам, представленным в таблице, можно видеть, что низкие показатели в конце эксперимента отсутствуют как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Вместе с тем, изменения, произошедшие в экспериментальной группе, были значительно большими, чем у учащихся контрольной группы: количество школьников, показавших средний уровень развития познавательных процессов, было на 25% больше, чем в контрольном классе.

Проследим, как изменяется уровень успешности обучения в результате формирующего эксперимента.

Как видно из таблицы 2, экспериментальная группа показала несколько лучшую динамику успешности обучения по сравнению с контрольной. Так, если в экспериментальной группе 70% учащихся имеют средний уровень успешности обучения, то в контрольной - 60%. По Т-критерию Уайта различия существенны (Тф-60; значимо на 5-процентном уровне).

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Центральным являлся вопрос об изменении учебной мотивации младших подростков с ЗПР. Динамика уровней учебной мотивации представлена в таблице 3.

В экспериментальных классах средне-низкий уровень показали только 15% учащихся. Число школьников со средним уровнем развития мотивации возросло до 85%. В контрольном классе также наблюдаются изменения, но они незначительны. Различия между экспериментальной и контрольной группами значимы на 5-процентом уровне (Тф-71,5).

Таким образом, по всем трем видам показателей - уровню развития познавательных процессов, успешности обучения и учебной мотивации - имеется закономерная разница в динамике между экспериментальной и контрольной группами. Поскольку до начала обучения соответствующие различия отсутствовали, можно сделать вывод о том, что они определяются коррекционной работой, проведенной в ходе психолого-педагогического эксперимента.

При обработке результатов эксперимента были применены методы корреляционного анализа. Этот анализ показал наличие значимых связей между мотивацией и развитием познавательных способностей учащихся. Наиболее тесная связь обнаруживается между суммарным показателем мотивации и суммарным показателем уровня развития познавательных процессов в конце шестого класса. В период обучения детей в пятом классе коэффициент корреляции между этими показателями составил Р = 0,46 (значим на 5-процентном уровне). В конце шестого класса он составил Р = 0,74 (значим на 0,1-процентном уровне).

После проведения экспериментального обучения появилась также статистически значимая связь уровня учебной мотивации с успешностью обучения учащихся. К концу шестого класса коэффициент корреляции между этими показателями составил Р = 0,62 (значим на 1-процентном уровне). В то же время эта связь не наблюдалась в пятом классе (коэффициент корреляции составляет Р = 0,28; статистически незначим). Следовательно, успешность способствует развитию учебной мотивации лишь при определенных условиях построения обучения (реализованных е ходе формирующего эксперимента).

Таким образом, анализ данных эксперимента дает основание для оптимистического вывода о том, что специальная коррекционная работа оказывает существенное влияние на развитие мотивационной сферы ребенка. Можно говорить о том, что более высокие результаты развития учебной мотивации у учащихся экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, обусловлены изменениями в условиях их учебно-воспитательного процесса. Определенное значение имеет и повышение успешности обучения, тесного взаимодействия всего педагогического коллектива.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деят ...

Температурные ощущения
Температурная (термическая) чувствительность дает нам ощущение тепла и холода. Эта чувствительность имеет большое значение для рефлекторной регуляции температуры тела. Традиционная классическая физиология органов чувств рассматривает чувствительность к теплу и холоду как два разных и независимых вида чувствительности, каждый из которых ...

Результаты исследования, их интерпретация и обобщение
Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то В». Подтверждение статистических гипотез (о различиях, связи и пр.) — решающий, но не единственный аргумент в пользу принятия ...