Материалы » Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития » Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития

Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития
Страница 3

Основной мотив учения - самоопределение и самоутверждение. Как правило, подростки остро реагируют на оценку: пытаются исправить плохую отметку, просят дать им дополнительное задание. Учащиеся стараются выполнить задание даже в том случае, когда они не понимают учебный материал из-за низкого уровня сформированности мыслительной деятельности, недостаточного речевого развития. Эти подростки ждут постоянного одобрения со стороны учителей, родителей, одноклассников. И побуждают, и направляют учебную деятельность таких подростков, как правило, мотивы, связанные с чувством долга перед родителями. На вопрос: "Зачем ты стараешься хорошо учиться?" - большинство подростков отвечают: "Чтобы порадовать родителей". Наряду с мотивацией достижения успеха и положительным отношением к учебной деятельности, у подростков проявляется активность во внеурочной деятельности. Практически каждый ученик занимается в каком-либо школьном кружке. Дети очень радуются своему успеху в кружковой работе, показывают свои изделия одноклассникам, учителям школы. Интересы у детей со средним уровнем учебной мотивации самые различные. Их личностные характеристики также сильно различаются.

Подростки со средненизким уровнем учебной мотивации обычно не хотят учиться. Они очень рассеяны, невнимательны на уроках. У большинства из них слуховая и зрительная память на низком уровне, особенно воспроизведение. На вопросы учителя дети отвечают односложно. Они испытывают трудности при усвоении нового материала. Во время занятий часто отвлекаются: играют, смотрят в окно, задают вопросы не по существу изучаемого материала.

Подростки со средненизким уровнем учебной мотивации проявляют разную по уровню активность. В основном они стремятся действовать по образцу, ждут, когда задание выполнит кто-нибудь другой.

Мотивационная сфера подростков описываемой подгруппы бедна. Центральное место занимает мотив избегания, часто появляется и мотив непосильной сложности задания, когда подросток сразу, не вникнув в суть задания, спрашивает: "А как это упражнение сделать?" или констатирует: "Мне не решить эту задачу".

Интересы у детей этой подгруппы выявляются самые разные. Однако всех их объединяет недостаточная усидчивость, низкий уровень силы воли, нетерпеливость. Как правило, они охотно записываются в разные кружки, но "приживаются" в них с большим трудом.

Побуждает и направляет учебную деятельность таких подростков, как правило, покупка красивых вещей или избегание наказания.

На вопрос: "Зачем ты учишься?" - подростки этой подгруппы отвечают: "Чтобы потом больше зарабатывать денег" или "Чтобы меня хвалили учителя и родители".

Сравнение данных, полученных в экспериментальной и контрольной группах, показывает, что расхождения между ними на начало экспериментального обучения не достигают 5-процентного уровня статистической значимости (по Г-критерию Уайта), и, следовательно, должны быть признаны случайными.

Первым этапом построения системы коррекционного обучения являлась диагностико-консультативная работа. Она включала комплексное обследование учащихся специалистами: дефектологами, психологами, невропатологом, социальным педагогом. В ходе обследования собирались общие сведения о ребенке, изучалась история его развития, оценивалось физическое состояние учащегося. Выявлялись особенности внимания (устойчивость, объем, переключаемость), восприятия (точность и осмысленность), памяти, речи, состояние мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления). Результаты диагностического обследования служили основой построения индивидуальной коррекционно-развивающей программы для каждого подростка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Поиск соединительных звеньев
Время проведения: 10 мин Задаются два предмета, например, «лопата» и «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. К примеру, в данном случае это могут быть «экскаватор» (сходен с лопатой по функ ...

Методологические основания рассмотрения практико-ориентированной и научной психологии
Методология – учение о методе познания. Методология является фундаментом познания. Рассматривая методологические основания психологии как деятельности, И.Н. Карицкий следует деятельностному подходу А.Н. Леонтьева и использует схему деятельности (в структуре которой вычленяются: субъект и объект деятельности, цель, средства, условия, про ...

Литературный обзор. Воля, её проявления и волевая готовность спортсмена
воля Необходимо остановиться на понятии "воля". Это нужно тем более, что до сих пор, несмотря на значительные успехи в разработке вопросов воли и общих её методических основ, нет единого взгляда на её природу. Проблема воли является не только одной из сложнейших, но и, как считал А.С. Макаренко, значимой проблемой в процессе ...