Материалы » Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития » Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития

Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития
Страница 4

Реализация этих индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с подростками экспериментальной группы (их проводил педагог-психолог) и составляли основную часть формирующего эксперимента. Эти занятия способствовали достижению школьниками более высокого уровня умственного и эмоционального развития, формированию положительных мотивационных установок, повышению интереса к учебе.

В программу коррекционно-развивающих занятий были включены упражнения на развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Благодаря этому совершенствовались основные мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение и др. Одновременно развивались умения слушать, наблюдать, отвечать на вопросы. С учетом значения памяти в учебную деятельность школьника, в занятия были включены упражнения для развития всех видов памяти. Включая в состав занятий специальные упражнения на внимание, мы исходили из утверждения многих психологов о том, что внимательность и наблюдательность - это качества, которые можно и нужно развивать путем тренировки. Недостаточное развитие сенсорных способностей и двигательной сферы требовало использования в занятиях упражнений по развитию мелкой моторики и восприятия. С учетом психологических особенностей младших подростков на занятиях чередовались различные виды деятельности, использовались игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, поддерживать интерес ребенка к занятиям.

Содержательно занятия были составлены по принципу "от простого к сложному". При организации коррекционных занятий учитывались возможности ребенка. Сложность заданий подбиралась так, чтобы оно лежало в зоне умеренной трудности: было доступным для ребенка, но не слишком легким. В пятых классах проводились индивидуальные занятия двух уровней сложности: первый уровень был рассчитан на подростков, имеющих более сильное отставание в развитии психических процессов, второй - на подростков, менее отстающих от нормы.

При проведении занятий обеспечивалась дополнительная стимуляция, усиливающая основной мотив. В качестве дополнительных стимулов выступали: похвала взрослого, отражающая успехи ребенка на пути к достижению цели, соревновательный, престижный мотивы.

Большое внимание в индивидуальной коррекционно-развивающей работе отводилось игровому тренингу познавательных процессов школьников.

В программу были включены также упражнения, подготовленные учителями русского языка, математики, природоведения, истории и труда. Это обеспечивало связь дополнительных занятий с основным программным материалом и давало возможность актуализировать знания и умения по учебным предметам.

Занятия проводились один раз в неделю. Работа велась с малыми группами (по 4 - 5 детей). Схема построения занятия включала 3 - 4 фазы, каждая из которых содержала упражнения для развития способностей к осмыслению, запоминанию, обобщению материала, установлению связей между понятиями, выражению собственных мыслей. На заключительном этапе занятия проводилось общее обсуждение итогов работы с использованием элементов саморасслабления. На данном этапе участники занятия (игры) анализировали свои действия, учились адекватно оценивать собственные интеллектуальные ресурсы. Развитие познавательных процессов велось комплексно: в одно занятие включались игры, направленные на развитие разных психических процессов.

Необходимо также отметить, что формирование учебной мотивации ведется и в системе дополнительного образования. Одну из форм такого образования осуществляет школьная мастерская "Народные промыслы". Мастерская работает по трем направлениям - ткачество, лепка из глины, плетение из бересты. Имеются и другие направления народных ремесел и декоративно-прикладного творчества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Коррекция недостатков мышления
С позиций психологии сознательное усвоение знаний, в первую очередь, зависит от наличия у учеников соответствующей мотивации. Поэтому на уроке во вспомогательной школе важным является, прежде всего, обеспечение познавательной активности каждого ученика. На этапе "приспособления к дефекту" для ее обеспечения используется стремл ...

Экспериментальное исследование опосредствованной и непосредственной памяти у школьников подросткового возраста. Цели и гипотезы исследования
Целями данного исследования являлись: выявление особенностей непосредственной и опосредствованной памяти современных подростков, а также сравнение полученных результатов с данными А.Н.Леонтьева 1920-х гг. Задачи исследования: репликация методики А.Н.Леонтьева в доработанном виде; исследование опосредствованной и непосредственной памяти ...

Воспоминание
Когда психологи говорят о воспоминании как о сложившейся привычке, как о впечатлении, все глубже и глубже внедряющемся в нас посредством повторения, они забывают, что огромное большинство наших воспоминаний касаются таких событий и подробностей нашей жизни, к существу которых относится обладание определенной датой, а, следовательно, нев ...