Депрессивные синдромы. Депрессия и ее эволюционное развитиеСтраница 3
Большое место среди депрессивных синдромов занимают тревожные, тревожноажитированные или ажитированные депрессии. При таких состояниях психомоторная заторможенность заменяется общим двигательным беспокойством (ажитация) в сочетании с тревогой и страхом. Степень выраженности ажитации может быть различной – от нерезкого двигательного беспокойства в виде стереотипного потирания рук, теребления одежды или хождения из угла в угол до резкого двигательного возбуждения с экспрессивно-патетическими формами поведения в виде заламывания рук, стремления биться головой о стену, разрывать на себе одежду со стонами, рыданиями, причитаниями или однотипными монотонными повторениями какой-либо фразы, слова (тревожная вербигерация).
При тяжелых депрессиях характерно развитие депрессивно-параноидного синдрома, отличающегося остротой, резко выраженным аффектом тревоги, страха, идеями вины, осуждения, бредом инсценировки, ложными узнаваниями, идеями особой значимости. Может развиться синдром громадности с идеями вечных мук и бессмертия или ипохондрического бреда фантастического содержания (нигилистический бред Котара, меланхолическая парафрения). На высоте заболевания возможно развитие онейроидного расстройства сознания.
Депрессия может сочетаться с кататоническими расстройствами. При дальнейшем усложнении клиники депрессивные синдромы могут появиться идеи преследования, отравления, воздействия или присоединиться слуховые как истинные, так и псевдо галлюцинации в рамках синдрома Кандинского.
Заттес (Н. Sattes, 1955), Петрилович (N. Petrilowitsch, 1956), Леонгард (К. Leonhard, 1957), Янцарик (W. Janzaric, 1957) описали депрессивные синдромы с преобладанием соматопсихических, соматовегетативных расстройств. Для этих форм не свойственны глубокая моторная и психическая заторможенность. Характер и локализация сенестопатических расстройств могут быть самыми различными – от простого элементарного чувства жжения, зуда, щекотания, прохождения холода или тепла с узкой и стойкой их локализацией до сенестопатий с широкой, постоянно меняющейся локализацией.
Наряду с вышеописанными формами депрессивные синдромы ряд авторов выделяют обширную группу так называемых скрытых (стертых, ларвированных, маскированных, латентных) депрессий. По данным Якобовского (В. Jacobowsky, 1961), скрытые депрессии встречаются значительно чаще, чем выраженные, и наблюдаются преимущественно в амбулаторной практике.
Под скрытыми депрессиями понимают такие депрессивные состояния, которые проявляются в первую очередь соматовегетативными расстройствами, тогда как типично депрессивные симптомы стираются, практически полностью перекрываясь вегетативными. От принадлежности этих состояний к депрессивным можно говорить лишь на основании периодичности этих расстройств, наличия суточных колебаний, положительного терапевтического эффекта от применения антидепрессантов или наличия в анамнезе аффективных фаз или наследственной отягощенности аффективными психозами.
Лопес Ибор (J. Lopez Ibor, 1968) и Лопес Ибор Алиньо (J. Lopez Ibor АПпо, 1972) выделяют депрессивные эквиваленты, возникающие вместо депрессий: состояния, сопровождающиеся болями и парестезиями – головные боли, зубная боль, боль в пояснице и других частях тела, невралгические парестезии (соматические эквиваленты); периодическая психическая анорексия (периодическое отсутствие аппетита центрального происхождения); психосоматические состояния – страхи, навязчивости (психические эквиваленты). Пишо (Р. Pichot, 1973) выделяет еще токсикоманические эквиваленты, например запои.
Прикосновение, давление
Ощущение прикосновения и давления тесно связаны между собой. Даже классическая теория кожной чувствительности (основанная М. Бликом и М.Фреем), которая исходит из признания особых чувствительных точек для каждого вида кожных ощущений, не предполагает особых чувствительных точек для каждого вида кожных ощущений, не предполагает особых ре ...
Коррекция недостатков мышления
С позиций психологии сознательное усвоение знаний, в первую очередь, зависит от наличия у учеников соответствующей мотивации. Поэтому на уроке во вспомогательной школе важным является, прежде всего, обеспечение познавательной активности каждого ученика. На этапе "приспособления к дефекту" для ее обеспечения используется стремл ...
Музыкотерапия
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
После второй мировой войны за рубе ...