Депрессивные синдромы. Депрессия и ее эволюционное развитие
Страница 3

Большое место среди депрессивных синдромов занимают тревожные, тревожноажитированные или ажитированные депрессии. При таких состояниях психомоторная заторможенность заменяется общим двигательным беспокойством (ажитация) в сочетании с тревогой и страхом. Степень выраженности ажитации может быть различной – от нерезкого двигательного беспокойства в виде стереотипного потирания рук, теребления одежды или хождения из угла в угол до резкого двигательного возбуждения с экспрессивно-патетическими формами поведения в виде заламывания рук, стремления биться головой о стену, разрывать на себе одежду со стонами, рыданиями, причитаниями или однотипными монотонными повторениями какой-либо фразы, слова (тревожная вербигерация).

При тяжелых депрессиях характерно развитие депрессивно-параноидного синдрома, отличающегося остротой, резко выраженным аффектом тревоги, страха, идеями вины, осуждения, бредом инсценировки, ложными узнаваниями, идеями особой значимости. Может развиться синдром громадности с идеями вечных мук и бессмертия или ипохондрического бреда фантастического содержания (нигилистический бред Котара, меланхолическая парафрения). На высоте заболевания возможно развитие онейроидного расстройства сознания.

Депрессия может сочетаться с кататоническими расстройствами. При дальнейшем усложнении клиники депрессивные синдромы могут появиться идеи преследования, отравления, воздействия или присоединиться слуховые как истинные, так и псевдо галлюцинации в рамках синдрома Кандинского.

Заттес (Н. Sattes, 1955), Петрилович (N. Petrilowitsch, 1956), Леонгард (К. Leonhard, 1957), Янцарик (W. Janzaric, 1957) описали депрессивные синдромы с преобладанием соматопсихических, соматовегетативных расстройств. Для этих форм не свойственны глубокая моторная и психическая заторможенность. Характер и локализация сенестопатических расстройств могут быть самыми различными – от простого элементарного чувства жжения, зуда, щекотания, прохождения холода или тепла с узкой и стойкой их локализацией до сенестопатий с широкой, постоянно меняющейся локализацией.

Наряду с вышеописанными формами депрессивные синдромы ряд авторов выделяют обширную группу так называемых скрытых (стертых, ларвированных, маскированных, латентных) депрессий. По данным Якобовского (В. Jacobowsky, 1961), скрытые депрессии встречаются значительно чаще, чем выраженные, и наблюдаются преимущественно в амбулаторной практике.

Под скрытыми депрессиями понимают такие депрессивные состояния, которые проявляются в первую очередь соматовегетативными расстройствами, тогда как типично депрессивные симптомы стираются, практически полностью перекрываясь вегетативными. От принадлежности этих состояний к депрессивным можно говорить лишь на основании периодичности этих расстройств, наличия суточных колебаний, положительного терапевтического эффекта от применения антидепрессантов или наличия в анамнезе аффективных фаз или наследственной отягощенности аффективными психозами.

Лопес Ибор (J. Lopez Ibor, 1968) и Лопес Ибор Алиньо (J. Lopez Ibor АПпо, 1972) выделяют депрессивные эквиваленты, возникающие вместо депрессий: состояния, сопровождающиеся болями и парестезиями – головные боли, зубная боль, боль в пояснице и других частях тела, невралгические парестезии (соматические эквиваленты); периодическая психическая анорексия (периодическое отсутствие аппетита центрального происхождения); психосоматические состояния – страхи, навязчивости (психические эквиваленты). Пишо (Р. Pichot, 1973) выделяет еще токсикоманические эквиваленты, например запои.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Половое воспитание как фактор обретения идентичности
Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Все, что воспитывает целостную личность, способную осознать социальные и нравственные нормы, свои психологические и физиологические особенности и через это устанавливать оптимальные отношения с люд ...

Особенности наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи
Тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. По состоянию невербального интеллекта (О.Н.Усанова, Т.Н.Синякова, 1982) детей с общим недоразвитием речи можно разделить на три группы: 1) дети, у которых развитие невербального интеллекта нескол ...

Личностная типология “трудных” для общения людей
Вместе с освоением техник и приемов общения следует учитывать, что сотруднику таможенных органов, как впрочем, и вообще по жизни, приходится взаимодействовать в условиях далеко не комфортных с точки зрения настроя на общение другого. Эта область более предметно рассмотрена в социальной психологии и конфликтологии. Теоретики и практики р ...