Депрессивные синдромы. Депрессия и ее эволюционное развитие
Страница 1

Депрессивные синдромы (лат. depressio подавленность, угнетение; синдром, сининонимы: депрессия, меланхолия) – психические расстройства, основным признаком которых является подавленное, угнетенное, тоскливое настроение, сочетающееся с рядом идеаторных (расстройства мышления), моторных, а также соматовегетативных нарушений. Депрессивные синдромы, как и маниакальные, относятся к группе аффективных синдромов – состояний, характеризующихся различными болезненными изменениями настроения[1].

Депрессивные синдромы – одно из наиболее распространенных паталогических расстройств, встречающихся почти при всех психических заболеваниях, особенности которых отражаются на проявлениях депрессий. Общепринятой классификации депрессивных синдромов нет.

Депрессивные синдромы имеют тенденции к неоднократному повторному развитию, поэтому значительно нарушают социальную адаптацию части больных, меняют их жизненный ритм и в ряде случаев способствуют ранней инвалидизации; это относится как к больным с выраженными формами заболевания, так и к многочисленной группе больных со стертыми клиническими проявлениями болезни. Кроме того, депрессивные синдромы представляют опасность в отношении самоубийства.

Депрессивный синдром может исчерпывать всю клиническую картину заболевания либо сочетаться с другими проявлениями психических расстройств.

Клиническая картина депрессивных синдромов неоднородна. Это связано не только с различной интенсивностью проявлений всего депрессивные синдромы или отдельных его компонентов, но и с присоединением иных признаков, включающихся в структуру депрессивных синдромов.

К наиболее распространенным, типичным формам депрессивные синдромы относятся так называемые простые депрессии с характерной триадой симптомов в виде сниженного, тоскливого настроения, психомоторного и интеллектуального торможения. В легких случаях или в начальной стадии развития депрессивные синдромы больные нередко испытывают чувство физической усталости, вялости, утомляемости. Отмечается снижение творческой активности, тягостное чувство неудовлетворенности собой, общее снижение психического и физического тонуса. Сами больные часто жалуются на «лень», безволие, на то, что не могут «взять себя в руки». Сниженное настроение может иметь самые различные оттенки – от чувства скуки, грусти, легкой утомляемости, подавленности до чувства угнетенности с тревожностью или мрачной угрюмости. Появляется пессимизм в оценке себя, своих способностей, социальной ценности. Радостные события не находят отклика. Больные стремятся к уединению, чувствуют себя не такими, как раньше. Уже в начале развития депрессивные синдромы отмечаются стойкие нарушения сна, аппетита, желудочно-кишечные. расстройства, головные боли, неприятные тягостные ощущения в теле. Это так называемый циклотимический тип депрессий, характеризующийся неглубокой степенью расстройств.

При углублении тяжести депрессии нарастает психомоторная и интеллектуальная заторможенность; тоска становится ведущим фоном настроения. В тяжелом состоянии больные выглядят подавленными, мимика скорбная, заторможенная (гипомимия) или полностью застывшая (амимия). Глаза печальные, верхние веки полуопущены с характерной складкой Верагута (веко изогнуто углом вверх во внутренней его трети). Голос тихий, глухой, монотонный, маломодулированный; речь скупая, ответы односложны. Мышление заторможено, с бедностью ассоциаций, с пессимистической направленностью на прошлое, настоящее, будущее. Характерны мысли о своей неполноценности, никчемности, идеи вины или греха (Депрессивные синдромы с идеями самообвинения и самоуничижения). При преобладании психомоторной заторможенности движения больных замедленны, взгляд потухший, безжизненный, устремлен в пространство, слезы отсутствуют («сухая» депрессия); в тяжелых случаях отмечается полная обездвиженность, оцепенение (депрессивный ступор) – ступорозная депрессия. Эти состояния глубокой заторможенности могут иногда внезапно прерываться состояниями меланхолического неистовства (raptus melancholicus) — взрывом чувства отчаяния, безысходности со стенаниями, стремлением к самоувечью. Нередко в такие периоды больные кончают жизнь самоубийством. Особенностью тоски является физ. ее ощущение в груди, в сердце (anxietas praecordialis), в голове то в виде «душевной боли», жжения, то в виде «тяжелого камня» (так называемое витальное чувство тоски).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Техника налаживания взаимопонимания. Прием демонстрации понимания партнера, снятие интеллектуальных барьеров.
Это конструктивный обмен информацией, так как интеллектуальный барьер - это различное понимание одного и того же вопроса. Но и здесь можно расположить человека к себе. Это можно сделать, если показать преимущество другого человека перед Вами если не в целом понимании проблемы, то хотя бы в какой-то грани ее. В этом случае для иллюстраци ...

Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов.
Консультирование и просвещение школьников. Психологическое просвещение школьников ориентировано на создание условий для активного усвоения и использования школьниками социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития. В рамках индивидуальной работы в области консультирования решаются следующие задачи: ...

Коррекция недостатков мышления
С позиций психологии сознательное усвоение знаний, в первую очередь, зависит от наличия у учеников соответствующей мотивации. Поэтому на уроке во вспомогательной школе важным является, прежде всего, обеспечение познавательной активности каждого ученика. На этапе "приспособления к дефекту" для ее обеспечения используется стремл ...