Исследование межличностных отношений
и групповых процессовСтраница 7
Высокий балл по шкале «Компромисс» может свидетельствовать о выраженности у человека стремления уступать в одном в обмен на другое.
Высокий балл по шкале «Избегание» означает как отсутствие у обследуемого стремления к совместному решению проблемы, так и отсутствие стремления к достижению собственных целей.
Высокий балл по шкале «Сотрудничество» — свидетельство стремления к такому решению спорного вопроса, которое бы удовлетворяло интересы обеих сторон.
Общая характеристика человека составляется с учетом показателей по всем шкалам. Если, например, обследуемый получает по шкале «Соперничество» 3 балла, «Сотрудничество» — 10 баллов, «Компромисс» — 6 баллов, «Избегание» — 3 балла, «Приспособление» — 8 баллов, то это свидетельствует о тенденции данного человека к сотрудничеству в коллективе, рациональному решению спорных вопросов, способности к быстрой социально-психологической адаптации.
МЕТОДИКА 13.6. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА» [19].
Групповая сплоченность— параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое. Ее можно определить с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная - 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
Бланк опросника
I.
Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).
2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).
5. Живу и существую отдельно от нее (1)
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
II.
Перешли бы Вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
1. Да, очень хотел бы перейти (1).
2. Скорее перешел бы, чем остался (2).
3. Не вижу никакой разницы (3).
4. Скорее всего, остался бы в своей группе (4).
5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).
6. Не знаю, трудно сказать (1).
III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
4. Не знаю, трудно сказать (1).
IV Какие у Вас взаимоотношения с руководством?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
4. Не знаю (1).
V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
4. Не знаю (1).
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, уровень сплоченности, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет «психологической атмосферы» — также группового эмоционального состояния, которое, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и создается, в свою очередь, ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.
Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л.Н. Лутошкина (табл. 69). В левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качество можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до —3).
Анализ содержание программы «История развития рок-музыки»
1. История и социальные причины возникновения рок-музыки. Рок-н-ролл как сплав «белой» и «черной» музыки. Билл Хейли, Элвис Пресли и др.
2. Британский рок. «Биттлз» – творческий портрет, история успеха, влияние на развитие рок-музыки.
3. Стили рок-музыки. Фолк-рок. Б. Дилан, его влияние на творчество «Биттлз».
4. Стили рок-музыки. Па ...
Гендерные различия в подростковом возрасте. Индивидуальные
различия подростков: рост и вес
В первые три года жизни существенных различий по длине и массе тела, а также по окружности грудной клетки нет. Мальчики немного превосходят девочек в длине тела - до 10 лет, а в массе - примерно до 8,5 лет. Однако в связи с более ранним (на 1-1,5 года) началом полового созревания у девочек они начинают превосходить мальчиков в длине тел ...
Причины агрессивности, ее виды и механизм действия Основные теоретические
подходы
Вопрос, почему люди действуют агрессивно, занимал лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривался с различных позиций – с точки зрения философии, поэзии и религии. Самое раннее теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии предложенное З.Фрейдом, рассматривает агрессивное поведение как врожденное.
Миллер (19 ...