Особенности развития памяти у детей с ЗПР
Страница 7

Для оценки помехоустойчивости кратковременной памяти использовался показатель продуктивности воспроизведения. При выполнении первого варианта задании (запоминание 3 цифр) 8-летние дети с ЗПР обнаружили продуктивность запоминания, лишь немногим уступающую норме и значительно превосходящую достижения умственно отсталых учащихся. То же соотношение сохранялось и при выполнении более сложных заданий. На результаты запоминания определенное влияние оказало содержание помех: нормально развивающихся детей больше отвлекали малознакомые слова, а умственно отсталых, наоборот, хорошо знакомые (различия дли обеих групп статистически не значимы).

К концу младшего школьного возраста произошло статистически значимое улучшение показателей помехоустойчивости кратковременной памяти во всех группах испытуемых. Дети с ЗПР, уступая учащимся массовой школы, в то же время превосходили детей-олигофренов. Преимущество было значительным при выполнении легких задании при помехах в виде знакомых слов. К 10-летнему возрасту усилилась зависимость эффективности запоминания от содержания помех. Нормально развивающихся детей привычная информация отвлекала меньше, чем новая, причем при выполнении сложных заданий эти различия были статистически достоверными. В свою очередь, умственно отсталым учащимся свойственно обратное соотношение результатов: незнакомые слова выступали как значительно более слабые помехи, чем известные. Дети с ЗПР обнаружили тенденцию, близкую к нормально развивающимся, но различия были статистически не значимы. Полученные результаты согласуются с данными исследования О.С. Виноградовой (1959), которая показала, что у детей-олигофренов незнакомые слова почти не вызывают ориентировочной реакции, в то время как у детей с нормальным развитием последняя наиболее выражена именно в случае предъявления новой информации.

Анализ помехоустойчивости кратковременной памяти показывает, что помехи оказывают заметное влияние на эффективность мнемической деятельности всех групп испытуемых. По итогам выполнения данного задания группа детей с ЗПР заняла своеобразное положение. При выполнении относительно легких задач они были близки по своим показателям к учащимся массовых школ и значительно опережали детей-дебилов. Однако при усложнении задания отставание от нормы возрастало. Одновременно дети с ЗПР продолжали сохранять преимущество перед умственно отсталыми учащимися (при отсутствии помех и при помехах в виде хорошо знакомых детям слов).

Клинические и психолого-педагогические данные свидетельствуют о том, что отклонения в развитии памяти являются характерным признаком, задержки психического развития. Картина нарушений памяти имеет сложный и своеобразный вид. Отличительным признаком структуры дефекта при задержке психического развития является затронутость одних сторон памяти при относительной сохранности других. Конкретные проявления указанной неоднородности в значительной мере индивидуальны.

Причины нарушений памяти у детей с ЗПР обусловлены как различными клиническими факторами (последствия перенесенных церебральных и соматических заболеваний, замедленный темп созревания тех или иных областей мозга, нарушения нейродинамики), так и психолого-педагогическими факторами. В связи с этим у таких детей выявляются разнообразные нарушения памяти: повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияние различных мнемических следов друг на друга), уменьшение объема памяти и скорости запоминания. Одной из главных причин снижения эффективности мнемической деятельности у детей с ЗПР является их неумение рационально организовывать и контролировать свою работу, а также применять приемы запоминания.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Причины межпоколенных конфликтов
Конфликт между поколениями социологами рассматривается как возникновение противоречий и столкновение интересов представителей разных поколений по причинам, как возрастных различий, так и различий социально-экономических интересов и условий жизни разных поколений, противоположности их идейно-политических взглядов, принадлежности к разным ...

Определение объема выборки исследования
Выбор объекта исследования — задача, которую предстоит решать психологу после определения зависимой и независимой переменных. В прикладных исследованиях свобода психолога ограничена уже тем, что объект известен с самого начала. Формирование выборки испытуемых — экспериментальной группы — должно подчиняться ряду правил. 1. Содержательн ...

Типичные ошибки при организации и проведении игр в тренинге
Психологи отмечают, что тренер может только влиять на ход игры, но не может определять его. В игре важно не освоение определенных знаний, умений и навыков - это задача тренинга, а построение личного отношения и личного понимания прожитых на игре событий. Личное отношение не может быть правильным или неправильным, оно либо возникает, либ ...