Особенности развития памяти у детей с ЗПР
Страница 7

Для оценки помехоустойчивости кратковременной памяти использовался показатель продуктивности воспроизведения. При выполнении первого варианта задании (запоминание 3 цифр) 8-летние дети с ЗПР обнаружили продуктивность запоминания, лишь немногим уступающую норме и значительно превосходящую достижения умственно отсталых учащихся. То же соотношение сохранялось и при выполнении более сложных заданий. На результаты запоминания определенное влияние оказало содержание помех: нормально развивающихся детей больше отвлекали малознакомые слова, а умственно отсталых, наоборот, хорошо знакомые (различия дли обеих групп статистически не значимы).

К концу младшего школьного возраста произошло статистически значимое улучшение показателей помехоустойчивости кратковременной памяти во всех группах испытуемых. Дети с ЗПР, уступая учащимся массовой школы, в то же время превосходили детей-олигофренов. Преимущество было значительным при выполнении легких задании при помехах в виде знакомых слов. К 10-летнему возрасту усилилась зависимость эффективности запоминания от содержания помех. Нормально развивающихся детей привычная информация отвлекала меньше, чем новая, причем при выполнении сложных заданий эти различия были статистически достоверными. В свою очередь, умственно отсталым учащимся свойственно обратное соотношение результатов: незнакомые слова выступали как значительно более слабые помехи, чем известные. Дети с ЗПР обнаружили тенденцию, близкую к нормально развивающимся, но различия были статистически не значимы. Полученные результаты согласуются с данными исследования О.С. Виноградовой (1959), которая показала, что у детей-олигофренов незнакомые слова почти не вызывают ориентировочной реакции, в то время как у детей с нормальным развитием последняя наиболее выражена именно в случае предъявления новой информации.

Анализ помехоустойчивости кратковременной памяти показывает, что помехи оказывают заметное влияние на эффективность мнемической деятельности всех групп испытуемых. По итогам выполнения данного задания группа детей с ЗПР заняла своеобразное положение. При выполнении относительно легких задач они были близки по своим показателям к учащимся массовых школ и значительно опережали детей-дебилов. Однако при усложнении задания отставание от нормы возрастало. Одновременно дети с ЗПР продолжали сохранять преимущество перед умственно отсталыми учащимися (при отсутствии помех и при помехах в виде хорошо знакомых детям слов).

Клинические и психолого-педагогические данные свидетельствуют о том, что отклонения в развитии памяти являются характерным признаком, задержки психического развития. Картина нарушений памяти имеет сложный и своеобразный вид. Отличительным признаком структуры дефекта при задержке психического развития является затронутость одних сторон памяти при относительной сохранности других. Конкретные проявления указанной неоднородности в значительной мере индивидуальны.

Причины нарушений памяти у детей с ЗПР обусловлены как различными клиническими факторами (последствия перенесенных церебральных и соматических заболеваний, замедленный темп созревания тех или иных областей мозга, нарушения нейродинамики), так и психолого-педагогическими факторами. В связи с этим у таких детей выявляются разнообразные нарушения памяти: повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияние различных мнемических следов друг на друга), уменьшение объема памяти и скорости запоминания. Одной из главных причин снижения эффективности мнемической деятельности у детей с ЗПР является их неумение рационально организовывать и контролировать свою работу, а также применять приемы запоминания.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Личность и социальная установка
Понятие социальной установки. Значение исследований установки в школе Д. Н. Узнадзе. Различные подходы к изучению социальных установок в отечественной психологии. Традиции исследования социальных установок – «аттитюдов» в современной социальной психологии на Западе. Необихевиористский и когнитивистский подходы к изучению социальных уст ...

Упражнения на развитие логики. Все ли утверждения логичны?
Время проведения: 10 мин 1. Все металлы проводят электричество. Ртуть - металл. Следовательно, ртуть проводит электричество. 2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед - араб. 3. Некоторые капиталистические страны - члены НАТО. Япония - капиталистическая страна. Следовательно, Япония - член НАТО. 4. Все выпускники медици ...

Способы нейтрализации манипуляций
Правила нейтрализации манипуляций направлены на то, чтобы помочь человеку не стать объектом манипулирования со стороны безнравственных партнёров. Противостояние манипулированию требует умения, во – первых, распознавать манипуляции , во – вторых, их нейтрализовать. Существует несколько способов нейтрализации манипулятивных уловок. · О ...