Особенности развития памяти у детей с ЗПРСтраница 3
Определению путей преодоления указанных недостатков в развитии памяти детей с задержкой развития посвятила свою работу Н.Г. Лутоиян (1977). В проведенных опытах испытуемых обучали приемам логического запоминания на основе группировки материала по ситуативным признакам и родовой принадлежности. Процесс формирования действия классификации осуществлялся в 6 этапов. Вначале школьников обучали выделять существенные признаки и на их основе объединять картинки в группы. Далее дети учились обозначать выделенные группы конкретными и общими понятиями-наименованиями.
Важным этапом был переход от прямой операции к обратной, т.е. отнесение к обозначенной группе всех подходящих картинок. И наконец, детей тренировали в умении запоминать содержание наглядного материала, а также все словесные обозначения смысловых групп. Наибольшую трудность для детей с ЗПР представляла операция обобщения материала, подбор общего понятия-наименования, кроме того, им плохо удавался переход от одного вида операции к другому. Тренировочные занятия положительно сказались на активизации и эффективности мнемической деятельности учащихся. В контрольных опытах дети, прошедшие курс обучения, запоминали 89% картинок, а их сверстники, не участвовавшие в занятиях, лишь 64%. Кроме того, у первой группы детей улучшилась структура воспроизведения - почти все они стали воспроизводить экспериментальный материал в сгруппированном виде. Об эффективности занятий особенно красноречиво свидетельствует тот факт, что результаты обученных испытуемых не только сравнялись, но и стали превышать показатели учащихся массовой школы.
Одной из наиболее важных характеристик произвольной памяти является эффективность опосредствованного запоминания. Использование как внешних, так и внутренних опор является наиболее действенным способом расширения границ памяти и незаменимым средством компенсации се недостатков. Этой цели служит широкий арсенал средств - от узелков на память и записных книжек до сложных приемов ассоциативного и смыслового увязывания запоминаемого материала с прошлым опытом. Овладение умением пользоваться приемами опосредования особенно важно для лиц с ослабленной памятью. Соответствующая коррекционная работа оказывается плодотворной. Даже небольшой курс обучения учащихся подготовительного класса школы-интерната для детей с ЗПР смысловому соотнесению слов и картинок как приему запоминания приводит к заметным положительным результатам. После 4 занятий, направленных на формирование операции смыслового соотнесения и на обучение умению использовать ее в качестве приема запоминания, объем правильно воспроизводимого материала в среднем увеличивался (в зависимости от способа использования опоры) в 1,4-1,7 раза.
Без специального обучения приемам запоминания дети с задержкой развития испытывали серьезные затруднения в применении наглядных опор при воспроизведении словесного материала. Вспомогательные средства в виде картинок не всегда повышали продуктивность их работы. Оказалось, что владение операцией установления смысловых связей еще не гарантирует ее успешного использования в качестве приема запоминания. Так, некоторые испытуемые не могли отдифференцировать обе части ассоциации и воспроизводили не экспериментальные слова, а все предложение, придуманное для установления данной связи.
Более грубые нарушения характеризовали умственна отсталых учащихся. Как правило, вместо слов они воспроизводили содержание картинок, служивших опорой для запоминания последовательности слов. Установление связи выступало для них как самостоятельное действие, а не как операция, направленная на достижение цели мнемической деятельности. Подобное нарушение целенаправленности поведения, упрощение задачи свойственно поведению детей-олигофренов. У детей с ЗПР недостаточная целенаправленность качественно иная. У них не происходит распада двух фаз опосредствованного запоминания, они в состоянии использовать образовавшиеся связи, но цель второй фазы - воспроизведение слов по картинкам - упрощается и подменяется воспроизведением всего предложения (Т.В. Егорова, 1973) Для детей с ЗПР характерна недостаточная познавательная активность, проявляющаяся в отношении к ситуации эксперимента, к процессу решения задачи и в слабой готовности к напряженной работе, к активному поиску рациональных способов запоминания и воспроизведения. Назвав с ходу несколько первых пришедших на ум единиц экспериментального материала, они ничего не предпринимают, чтобы припомнить оставшиеся. Слабая активность детей сопровождается отклонениями в общей: структуре их деятельности. Самостоятельно, без помощи взрослого им трудно контролировать себя, вносить коррективы в процесс заучивания. Не всегда им удается действовать в строгом соответствии с инструкцией.
Методы урегулирования конфликтов. Основные стили поведения
руководителя в конфликтной ситуации
Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.
Рассмотрим прежде всего поведение человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандар ...
Введение.
Настоящий реферат содержит анализ одной из фундаментальных категорий психологии, значимой как для теории, так и для реальной практики деятельности специалистов социономического профиля, к которым относится большинство сотрудников таможенных органов.
Важнейшим аспектом профессионализма сотрудника таможенных органов являются развитые ко ...
Психологические защиты и их связь с социальной адаптацией
Наиболее современным определением понятия психической адаптации нам представляется следующее: «Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и ...