Особенности развития памяти у детей с ЗПР
Страница 4

Одним из путей повышения эффективности процесса обучения является совершенствование организации мнемической деятельности детей. В общепсихологических работах А.А. Смирнова и его коллег широко обсуждаются проблемы формирования таких приемов запоминания, как смысловое соотнесение и классификация материала, умение пользоваться планом текста. В специальной психологии, в исследованиях А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова, Ж.И. Шиф, И.М. Соловьева, Б.И. Пинского убедительно показано, что осмысливание материала, выявление в нем связей, внесение разнообразия при повторениях, использование приемов классификации и других способов активизации запоминания значительно улучшают усвоение информации.

В советской психологии стало неоспоримым положение о закономерном возрастании в онтогенезе роли логической памяти, будь то нормально развивающийся или аномальный ребенок. Вместе с тем в жизни человека на долю запоминания, близкого по характеру к механическому, так или иначе выпадает большая нагрузка, и чем выраженное отклонение в умственном развитии, тем эта нагрузка выше. А.А. Смирнов (1948), проанализировав соотношение показателей запоминания смыслового и бессмысленного материала, обнаружил, что, вопреки широко распространенному мнению о значительном увеличении с возрастом преимуществ запоминания осмысленного материала, на самом деле в период от 6 до 14 лет происходит выравнивание обоих видов запоминаний. Это свидетельствует о развитии в результате их широкого применения не только логической, но и механической памяти. Л.В. Запков (1935), сравнивая развитие различных форм памяти у умственно отсталых детей, показал, что до 10-летнего возраста у чих преимущественно используется механическое запоминание и только в старшем возрасте осмысленное запоминание становится продуктивнее.

К сожалению, лишь очень немногочисленные работы посвящены изучению этой формы памяти, особенно у детей с ЗРП. В исследовании В.Л. Подобеда (1979 г) рассматривается процесс механического запоминания вербального материала младшими школьниками с задержкой развития в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками и умственно отсталыми детьми. Материалом для запоминания служили ряды из 6 или 8 слов, которые предъявлялись ребенку до тех пор, пока не происходило полного заучивания. В трех опытах, проводившихся с разными подгруппами испытуемых, последовательно менялась форма организации мнемической деятельности, при этом экспериментальный материал оставался постоянным. В одном опыте заучиваемый ряд слов разбивался на две равные части. Экспериментатор зачитывал первую - испытуемый сразу повторял услышанное, вслед за этим предъявлялась вторая часть, которая тут же репродуцировалась ребенком. Затем экспериментатор просил ученика воспроизвести все, что он помнил из начальной группы слов, и только из нее, а затем только из последующей. В том же виде процедура повторялась необходимое для полного заучивания число раз. В другом опыте материал предъявлялся аналогичным образом, но воспроизводить слова можно было в свободном порядке, их обращая внимания на то, из какой они половины. В этом случае снималось ограничивающее и затрудняющее репродукцию условие строго избирательного воспроизведения и сохранялся фактор группирования. В последнем опыте материал предъявлялся целиком Сразу вслед за прослушиванием испытуемый воспроизводил все, что он мог припомнить, в свободном порядке.

Использовавшиеся в опытах наборы слов составлялись по принципу возможно меньшей ассоциативной и ситуативной связности. Сама процедура эксперимента препятствовала применению вспомогательных приемов запоминания. Обилие экспериментального материала, быстрота его подачи затрудняли образование смысловых связей. Как показали предварительные эксперименты, наблюдения и опрос испытуемых, такие связи почти не возникали не только у детей, но и у взрослых из контрольной группы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Собственные исследования. Определение поведенческого типа реакций (П.Т.Р.) у спортсменов
По данному тесту-опроснику можно определить у хоккеистов поведенческий тип реакций – это активный, ситуативный и умеренный тип реакций. Таблица 2 Критерий баллов дифференцированных групп поведенческого типа Активный (105–170) Ситуативный(65-104) Умеренный (0 – 64) Чел. Чел. Чел. ПТА1 170-137 6,6% ...

Проявление агрессии у учителей, как следствие депрессивного состояния. Понятие агрессии
Термин «агрессия» имеет разные значения. Очевидно, что туги, члены религиозной секты в Северной Индии, действовали агрессивно, когда за время между 1550-м и 1850 годами задушили более 2 миллионов людей во славу почитаемой ими богини. Но когда с помощью термина «агрессивный» описывается чрезвычайно напористый продавец, подразумевается яв ...

Принципы исследования психологии больших социальных групп
Виды больших социальных групп, занимающих особое место в системе общественных отношений (классы, социальные слои, нации, профессиональные группы). Временные неорганизованные группы – толпы, аудитории, публика и т. д. историческое изменение понятия «массовое поведение». Значение исследования психологии неорганизованных групп на современ ...