Особенности развития памяти у детей с ЗПР
Страница 6

К особенностям поведения детей-олигофренов, в отличие от детей с ЗПР и учащихся массовых школ, следует отнести резко выраженную инертность при запоминании словесного материала. Ошибка может многократно повторяться и не быть исправленной даже при указании на нее экспериментатора. Имелись случаи, когда испытуемый ничего не менял в своих ответах даже после десятикратного повторения.

Среди исследований, посвященных изучению мнемической деятельности детей с ЗПР, лишь очень небольшое место занимают работы по процессам кратковременной памяти, хотя оценка качественных и количественных особенностей кратковременного запоминания имеет важное значение для выявления нарушений умственной деятельности. Об этом свидетельствуют соответствующие нейропсихологические методики, широко используемые при диагностике локальных поражений головного мозга. Обычно под кратковременной памятью подразумевают способность сохранять информацию и оперировать ею в течение короткого (от нескольких секунд до нескольких минут) промежутка времени после ее восприятия. Характерным примером кратковременного запоминания может служить удержание и памяти телефонного номера после его прочтения в записной книжке. Цифровой ряд помнится, пока набирается номер, а затем, как правило, "стирается".

Кратковременная память детей, отстающих в умственном развитии, характеризуется рядом своеобразных черт. Так Н. Эллис отмечал, что неадекватные затруднения умственно отсталых детей в некоторых жизненных ситуациях связаны с неспособностью хранить информацию свыше очень короткого промежутка времени. В специальной литературе приводятся данные об особенностях этого вида памяти у детей с ЗПР. В частности, отмечается снижение объема памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях материала, повышенная тормозимость следов побочными интерферирующими воздействиями, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифровых рядов.

К концу младшего школьного возраста наблюдается рост показателей кратковременной памяти как в норме, так и при аномалиях развития. Различия между группами испытуемых по трем рассматриваемым характеристикам оказались статистически значимыми. Наиболее близкими были результаты запоминания слов, более различающимися - результаты запоминания цифр. Возросли различия между нормально развивающимися детьми и детьми с ЗПР при воспроизведении цифр в прямом порядке, в то же время несколько уменьшилось отставание детей-олигофренов.

Возрастная динамика оказалась сходной для всех трех групп испытуемых при запоминании хорошо знакомых слов, но при запоминании цифрового материала прогресс в достижениях учащихся массовых школ был более ощутим (0,9 против 0,4 у детей с задержкой развития). Расхождение результатов по объему оперативной памяти еще более увеличилось. Все возрастные сдвиги статистически достоверны.

В целом, говоря о результатах изучения границ объема кратковременной памяти, отметим общую для всех изучавшихся групп детей зависимость - неуклонный возрастной прирост показателей объема памяти как при непосредственном запоминании, так и при определенном оперировании исходным материалом. В то же время имеются и своеобразные черты в развитии памяти различных групп испытуемых. Дети, обучающиеся в массовых школах, уже к 8-летнему возрасту обнаруживают довольно высокие показатели кратковременной памяти, кроме того, у них наблюдаются высокие возрастные темпы развития этой формы памяти. У учащихся с ЗПР скорость прироста несколько ниже. Умственно отсталые дети па начальном этапе обучения (8 лет) обнаруживают чрезвычайно низкие показатели по всем указанным видам памяти, однако по мере обучения к 10 годам (П-III классы) у них происходят заметные сдвиги, особенно но непосредственному запоминанию, что позволяет положительно оценить потенциальные возможности в развитии их кратковременной памяти. Вместе с тем наличие у ребенка аномалии развития серьезно сказывается па характеристиках объема данного вида памяти. Так, 10-летние дети с задержкой развития но большинству параметров оказались ближе к детям-олигофренам, чем к учащимся массовых школ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Проявление агрессии у учителей, как следствие депрессивного состояния. Понятие агрессии
Термин «агрессия» имеет разные значения. Очевидно, что туги, члены религиозной секты в Северной Индии, действовали агрессивно, когда за время между 1550-м и 1850 годами задушили более 2 миллионов людей во славу почитаемой ими богини. Но когда с помощью термина «агрессивный» описывается чрезвычайно напористый продавец, подразумевается яв ...

Социальная психология личности. Проблема личности в социальной психологии
Интерес к исследованию личности в различных отраслях научного знания. Необходимость комплектного подхода к исследованию личности и определения роли каждой науки в комплексном подходе. Исследование личности в социологии и общей психологии. Специфика социально-психологического подхода: социальное влияние на личность, социальная сущность ...

Нейрофизиологические механизмы стресса. Нервная ось
В организме человека сложно представить себе какие-либо психические реакции, не приводящие к соматическим изменениям, и наоборот. Именно поэтому полное понимание стресса возможно лишь при изучении как психических, так и физиологических его проявлений. Первую попытку обобщить экспериментальные данные и представить полную и подробную кар ...