Заключение
Страница 1

Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения между людьми, является агрессивность. Именно агрессивность приводит к возникновению конфликтов во взаимоотношениях между людьми и неконструктивным способам их разрешения.

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Агрессия проявляется в виде различных реакций: раздражение, негативизм, злость, подозрительность, обида, вербальная агрессия и другое. Наиболее опасной реакцией является использование физической силы против другого человека – физическая агрессия. Подростки нередко склонны к проявлению силы. По их мнению, готовность к физическим действиям, выяснение отношений на кулаках является признаком храбрости, решительности, мужественности.

Выбор методов определялся задачами исследования. В работе применялись стандартизированные психодиагностические методики: для выявления особенностей агрессивности - опросник А.Басса-Дарки и Тест рисуночный «Несуществующее животное»; для выявления неофициального статусного аспекта в группе и межличностных взаимоотношений в группе – социометрическое исследование. Излагается процедура исследования, обосновываются и описываются применявшиеся методики, дается характеристика выборки. Описываются и анализируются полученные результаты.

Основными показателями агрессивности в нашей работе выступают: индекс агрессивности и индекс враждебности (полученные по опроснику А. Басса – Дарки)

Индекс агрессивности как обобщенный показатель открытой агрессии по выборке в целом остаётся в пределах нормы (от 15 до 22 баллов) Скрытые формы агрессивности, отраженные в индексе враждебности, имеют на протяжении всего изученного возрастного периода высокий уровень выраженности, снижающийся от 5 класса к 6. Результаты анализа позволяют утверждать, что на протяжении младшего подросткового возраста увеличиваются только уровни проявления физической агрессии и негативизма.

Следовательно, подростки чаще используют оппозиционную манеру в поведении, они проявляют свою агрессию разными способами, и чем старше становится подросток, тем больше способов и форм агрессии он может продемонстрировать социуму. Виды агрессии на протяжении подросткового возраста проявляются относительно стабильно, хотя обнаружена незначительная тенденция к их возрастанию.

В период от 10 к 13 годам, значимо изменяются все частные формы агрессивности, при этом уровни физической агрессии и подозрительности возрастают, а остальные снижаются. Следовательно, к 13 годам подростки не становятся менее обидчивыми и раздражительными, продолжают демонстрировать негативизм, вербальные и косвенные способы проявления агрессии. Вместе с тем, они более осторожны и недоверчивы к окружающим, чаще применяют физическую силу. Полученные результаты соотносятся с данными наиболее часто встречающимися формами агрессии у подростков 10-13 лет - физическая, косвенная и вербальная.

Это означает, что агрессивные выпады в адрес окружающих при возникновении трудностей являются нормальным явлением, типичным для изученных возрастных групп. В нашем исследовании не обнаружено однозначных взаимосвязей между индексами агрессивности и враждебности и статусной позиции в группе. Исследование указывает на то, что чаще они не реализуются посредством применения физической силы, угроз, оскорблений. Это, по-видимому, означает, что открытые проявления агрессивности обусловлены признанием вины и ответственности окружающих за возникновение конфликтных и трудных ситуаций.

Часто свойственные подросткам тенденции к автономии, независимости от требований со стороны окружающих, стремление быть свободным от групповых стандартов и ценностей принимают агрессивные формы. Активность в установлении контактов, общительность в этих возрастных группах нередко приводят к грубости, несдержанности и другим проявлениям агрессии. Следовательно, в этом возрасте представляется, что возможность завоевать авторитет в социуме, стремление занять более высокий статус в системе межличностных отношений реализуются посредством агрессивных проявлений.

Обобщая данные, отражающие проявления агрессивности в период 10– 13 лет, можно отметить следующее:

1) показатели агрессивности в указанных возрастах характеризуются стабильностью;

2) внешненаправленная агрессия рассматривается в этот период как способ защиты «Я»;

Страницы: 1 2


Определение темперамента по тесту “Формула темперамента”
Тест позволяет определить процентное соотношение типов темперамента, присущее конкретному человеку. Фт – формула темперамента Х – холерик; С – сангвиник; Ф – флегматик; М – меланхолик. Таблица 3 Процентное соотношение темперамента у конкретного человека Х С Ф М Х/С С/Ф 40% и выше 1 6 - - 1 ...

Обучение умению управлять своим поведением.
Как правило, тревожные люди не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если осужденный заявляет инспекторам, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой он не может или не хочет признаться. Обращаясь к т ...

Современные теории личности.
Теория личности А. Адлера — модель теории личности в индивидуальной психологии. В ней постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувств ...