ЗаключениеСтраница 2
3) агрессивные проявления не мешают удовлетворительной социальной адаптации, подростки с агрессивными проявлениями могут занимать как статусную позицию лидера, так и быть отверженными.
4) Проявления как частных форм агрессии, так и обобщенных показателей открытых и скрытых форм агрессии на протяжении младшего подросткового возраста меняются, но уровни их выраженности в 10-13 лет практически совпадают.
5) Защита собственного Я в подростковом возрасте осуществляется посредством открытого проявления агрессивности.
6) Успешность социальной адаптации не связана ни с одной из форм проявления агрессии.
7) В подростковом возрасте повышение агрессивности обусловлено стремлением к активному контактированию с окружающими, отрицанием групповых норм, правил и ценностей.
8) Агрессия выступает наиболее эффективным способом контроля за событиями и ситуациями в подростковом возрасте.
9) Тревожность как относительно устойчивая личностная характеристика в подростковом возрасте связана с агрессивностью.
10) Проявления как частных, так и обобщенных показателей открытых и скрытых форм агрессивности на протяжении подросткового возраста изменяются как в сторону повышения, так и в сторону понижения; но несмотря на отдельные всплески в рассмотренный критический период, агрессивность в возрасте 10 лет мало отличается от агрессивности в 12 – 13 лет
Агрессивность в возрасте 10 – 13 лет рассматривается как способ достижения собственной независимости и желательных взаимоотношений с окружающими, проявления активности в межличностном взаимодействии
Агрессивные реакции выступают в качестве средства достижения какой-нибудь значимой цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряженности, далеко не всегда адекватны ситуации.
Открытые проявления агрессивности в подростковом возрасте рассматриваются как эффективный способ защиты собственного Я, а социальная адаптация не взаимосвязана ни с открытыми, ни со скрытыми формами агрессии.
Подростки черпают знания о моделях агрессивного поведения в среде сверстников и взрослых. Для подростков важно мнение лидеров (на них равняются), т.е. лидеры являются референтной группой, необходимо отметить, что лидеры как бы идентифицируются с наиболее полным набором групповых ценностей, поэтому и обладают большим влиянием.
Агрессивность является составляющим свойством личности и имеет тенденцию к изменению в зависимости от возраста, статуса в среде сверстников и взрослых. В соответствии с этим утверждением, нами проведено экспериментальное изучение уровня и видов агрессивности подростков 11- 13 лет и изучение существенного влияния уровня агрессивности учеников на установление статусной позиции и на характер поведения детей.
В результате выполненного исследования была реализована основная цель, которая заключается в теоретическом анализе понятия агрессия, основных подходов к её изучению и методов её диагностики. В ходе экспериментального исследования получили подтверждение следующее: - к 11 годам независимо от статусной позиции, наблюдается всплеск всех видов агрессии. Полученные данные в результате экспериментального исследования послужили толчком к разработке профилактики и коррекции деформированного общения вследствие повышенного уровня агрессивности учащихся и направлены на умение справляться с конфликтными ситуациями, а в некоторых случаях подавлению или всплеску своей агрессии в социально-приемлемой форме. Эмпирическое исследование подтвердило исходную гипотезу о том, что на протяжении младшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование и имеет специфические возрастные особенности. Проведённое исследование агрессивности подростков младшеподросткового возраста (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что на агрессивность младших подростков влияют недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, могут привести к агрессивности, уходу из дома и бродяжничеству.
Можно заключить следующее, что избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений влияет на развитие агрессивности, как возможной защитной реакции на конфликты с окружающей действительностью, способствует неудовлетворенность подростков своим положением, трудности в учебной деятельности и общении, отсутствие должного контроля со стороны родителей.
Метод репликации в психологических исследованиях
Повторение классических исследований в современных социокультурных условиях представляет собой способ прослеживания особенностей изменения и развития различных психологических характеристик в зависимости от измененной исторической ситуации. В настоящее время жизнь людей значительно меняется благодаря современным опосредующим средствам с ...
Мотивационное управленческое общение
Можно знать множество теорий мотивации и теорий менеджмента, все это очень интересно и полезно для общего развития. Многие руководители, посетив семинары по управлению и получив массу теоретической информации, были разочарованы низкой практической отдачей. Почему это происходит? Все дело в том, что в управлении персоналом есть две глоба ...
Концепция ребенка в областях познания
исследующих пренатальное детство. Предмет,
цели и задачи перинатальной психологии
Перинатальная психология - новая область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития психики человека на ранних этапах: антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе, и их влияние на всю последующую жизнь личности. Перинатальная психология фактически является одним из первых, этапов исследования личности посвяще ...

