Выводы

1. На основании сравнения данных, полученных нами в пилотажном исследовании 2006-2007 учебного года и в исследованиях 2007-2008, 2008-2009 годов, мы приходим к заключению, что наша частная гипотеза 1 о том, что условия проведения эксперимента (различные учебные заведения г. Москвы, порядок серий, изменения в стимульном материале) не оказывают значительного влияния на полученные результаты, находит свое частичное подтверждение. Это связано с тем, что дополнительное условие – влияние личности экспериментатора некоторым образом вносит различия в полученные данные.

2. Анализ результатов экспериментов разных лет, проведенных с испытуемыми подросткового возраста (6, 7, 8 классы), показал, что объем воспроизведения у подростков при картинно-опосредствованном условии запоминания был высоким, меньше всего подростки вспоминали слова при буквенно-опосредствованном условии запоминания. Условие с непосредственным запоминанием по объему воспроизведения занимает среднее положение.

3. По данным нашего исследования результаты по воспроизведению слов в условиях с непосредственным и картинно-опосредствованным запоминанием оказались в целом похожими на закономерность, описанную А.Н. Леонтьевым. В то же время современные подростки показывают более высокий уровень воспроизведения при непосредственном запоминании, чем испытуемые того же возраста конца 1920-х гг. А это указывает на частичное подтверждение нашей основной гипотезы о том, что уровень развития непосредственной и опосредствованной памяти как высшей психической функции у современных подростков выше, чем у подростков в 1920-е годы.

4. В сериях с картинно-опосредствованным запоминанием испытуемые показали достаточно высокие результаты по репродукции слов. Такие результаты могут свидетельствовать о способности подростков устанавливать различные, включая сложные, нетипичные логические, связи, при этом удерживая их в памяти для последующего воспроизведения.

5. Нами были условно выделены способы запоминания, которые испытуемые применяли в каждой серий. При непосредственном запоминании наиболее часто наблюдался способ «Привлечение внутреннего средства», что, согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, соответствует особенностям памяти подростков. Как при КОЗ1, так и при КОЗ2 наиболее часто и эффективно использовался способ «Картинка-визуальный образ», а также способ «Ситуативно-смысловая связь». Такой результат позволяет сделать вывод, что в большинстве случаев испытуемые используют сложные образные и логические связи при опосредствованном запоминании.

6. В четвертой серии испытуемые наиболее часто «по принципу очевидности» выбирали одну из букв, которая входила в состав слова, то есть, не используя более сложные абстрактные связи. При этом эффективность запоминания с использованием такого способа была низкой. Напротив, если подростки применяли активную творческую деятельность для запоминания слов – трансформировали букву, «превращали» в ту, которая входит в состав слова, отождествляется букву с каким-либо образом, визуально напоминающим опосредуемое слово, то эффективность запоминания значительно возрастала. Тем не менее, в большинстве случаев показатели буквенного приема запоминания по сравнению с другими сериями оказываются самыми низкими (подтверждение нашей частной гипотезы 2). Это объясняется либо недостаточной привычностью, либо общей недостаточной эффективностью данного метода (способа) опосредствования.


Методика и методология
Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент . Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; сущес ...

Лечение депрессии
Терапия антидепрессантами постепенно вытесняет другие методы лечения. Выбор антидепрессивного средства во многом зависит от формы депрессивного синдрома. Выделяют три группы антидепрессивных препаратов: 1) преимущественно с психостимулирующим эффектом – ниаламид (нуредал, ниамид); 2) с широким спектром действия с преобладанием тимолеп ...

Шизофрения и ее мозговые механизмы
Шизофрения как отдельное расстройство был впервые выделена Бенедиктом Морелем и Эмилем Крепелиным. Термин «шизофрения» был введен Эугеном Блейлером. Сущность этого заболевания сводится к распаду, разбросу психики. Это расстройство характеризуется рядом симптомов, из которых можно выделить первичные и вторичные. К первичным относятся так ...