Выводы

1. На основании сравнения данных, полученных нами в пилотажном исследовании 2006-2007 учебного года и в исследованиях 2007-2008, 2008-2009 годов, мы приходим к заключению, что наша частная гипотеза 1 о том, что условия проведения эксперимента (различные учебные заведения г. Москвы, порядок серий, изменения в стимульном материале) не оказывают значительного влияния на полученные результаты, находит свое частичное подтверждение. Это связано с тем, что дополнительное условие – влияние личности экспериментатора некоторым образом вносит различия в полученные данные.

2. Анализ результатов экспериментов разных лет, проведенных с испытуемыми подросткового возраста (6, 7, 8 классы), показал, что объем воспроизведения у подростков при картинно-опосредствованном условии запоминания был высоким, меньше всего подростки вспоминали слова при буквенно-опосредствованном условии запоминания. Условие с непосредственным запоминанием по объему воспроизведения занимает среднее положение.

3. По данным нашего исследования результаты по воспроизведению слов в условиях с непосредственным и картинно-опосредствованным запоминанием оказались в целом похожими на закономерность, описанную А.Н. Леонтьевым. В то же время современные подростки показывают более высокий уровень воспроизведения при непосредственном запоминании, чем испытуемые того же возраста конца 1920-х гг. А это указывает на частичное подтверждение нашей основной гипотезы о том, что уровень развития непосредственной и опосредствованной памяти как высшей психической функции у современных подростков выше, чем у подростков в 1920-е годы.

4. В сериях с картинно-опосредствованным запоминанием испытуемые показали достаточно высокие результаты по репродукции слов. Такие результаты могут свидетельствовать о способности подростков устанавливать различные, включая сложные, нетипичные логические, связи, при этом удерживая их в памяти для последующего воспроизведения.

5. Нами были условно выделены способы запоминания, которые испытуемые применяли в каждой серий. При непосредственном запоминании наиболее часто наблюдался способ «Привлечение внутреннего средства», что, согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, соответствует особенностям памяти подростков. Как при КОЗ1, так и при КОЗ2 наиболее часто и эффективно использовался способ «Картинка-визуальный образ», а также способ «Ситуативно-смысловая связь». Такой результат позволяет сделать вывод, что в большинстве случаев испытуемые используют сложные образные и логические связи при опосредствованном запоминании.

6. В четвертой серии испытуемые наиболее часто «по принципу очевидности» выбирали одну из букв, которая входила в состав слова, то есть, не используя более сложные абстрактные связи. При этом эффективность запоминания с использованием такого способа была низкой. Напротив, если подростки применяли активную творческую деятельность для запоминания слов – трансформировали букву, «превращали» в ту, которая входит в состав слова, отождествляется букву с каким-либо образом, визуально напоминающим опосредуемое слово, то эффективность запоминания значительно возрастала. Тем не менее, в большинстве случаев показатели буквенного приема запоминания по сравнению с другими сериями оказываются самыми низкими (подтверждение нашей частной гипотезы 2). Это объясняется либо недостаточной привычностью, либо общей недостаточной эффективностью данного метода (способа) опосредствования.


Мышление. Природа и виды мышления.
Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности в ее существенных связях и отношениях; вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непос ...

Каналы имиджформирующей информации, стратегия формирования имиджа
Имидж создается на основе исходящей от человека имиджформирующей информации. Имиджформирующая информация может посылаться двумя способами: а)вполне осознанно, преднамеренно, обдуманно, сознательно; б)непроизвольно, невольно, автоматически, подсознательно. Имиджформирующая информация, исходящая от человека, воспринимается другими люд ...

Прием "Имя собственное".
Для каждого человека его собственное имя является лучшей музыкой. У человека есть потребность быть признанным через личностную значимость. Когда это происходит при обращении "по имени" и эта потребность удовлетворяется, то возникают положительные эмоции и расположение к источнику положительных эмоций. Такие обращения как " ...