Материалы » Социальная психология » Личность в группе

Личность в группе
Страница 1

Платонов так описал общепсихологический и социально-психологический угол зрения на анализ личности:

1. Биологически обусловленная подструктура, которая включает в себя темперамент, возрастные, половые особенности, биологические свойства психики.

2. Психологическая подструктура – индивидуальные свойства отдельных психических процессов через специфику психических процессов у конкретных людей – особенности памяти, эмоций, мышления.

3. Подструктура социального опыта – раскрывается как знания, навыки, умения привычки, приобретаемые человеком в ходе его жизни.

4. Направленности личности, которая понимается как социальная детерминация, которая определяет социально-личностную направленность – влечения, желания, склонности, интересы, идеалы, убеждения.

С точки зрения Платонова к социальной психологии относится только последняя структура личности, связанная с ее социальной направленностью. Леон связывает структуру личности со структурой деятельности и показывает, как за иерархией деятельности стоит иерархия мотивов, за ней – иерархия потребностей. Личность – продукт той системы деятельности, в которой она реализует, строит себя.

В социальной психологии личность традиционно рассматривается в конфигурации из трех блоков проблем: 1) проблема социализации; 2) проблема социальной установки личности; 3) проблемы социально-психологических качеств.

Как социально-психологические свойства личности рассматривают следующие личностные качества.

1. Свойства, обеспечивающие развитие социально-психологических способностей. И здесь свойства, связанные с умением человека оценивать других людей – адекватно, точно.

2. Свойства, которые формируются во взаимодействии человека с другими людьми, такие как конформность, доверие к другим людям или его отсутствие.

3. Свойства, которые Бобнева называет общими социально-психологическими свойствами личности. Они проявляются в отношении к другим людям.

4. Свойства, связанные с общением с другими людьми - коммуникативные свойства.

Другая попытка выделять разные свойства общения основана на рассмотрении общения как трехкомпонентного общения, когда основными сторонами выделяется коммуникативное (общение), интерактивное (взаимодействие), социально-перцептивное (восприятие людьми друг друга).

На основе анализа коммуникативных свойств личности был сконструирован концепт – социально-перцептивной компетентности личности. Из работ когнитивистского направления, в частности, К. Арджирис, межличностная компетенция определяется, как способность точно воспринимать других людей. В. А. Лабунская рассматривает социально-перцептивные способности личности как способности, позволяющие человеку адекватно отражать других людей. Имеются ввиду частные перцептивные способности – наблюдательность, проницательность, имеющие различную степень выраженности у разных людей. Смысл изучения социально-психологических свойств сводится к тому, чтобы задать понятие социально-психологической компетентности личности, чтобы понять, каковы проявления этой социально-психологической компетентности, как можно развивать, совершенствовать. Также создается перечень помех на пути адекватного восприятия других людей, и конструируются способы их устранения. На этой основе создаются специальные социально-психологические тренинги, тренирующие те или иные свойства социально-психологической компетентности.

Страницы: 1 2 3


Наркозависимость. Общие аспекты зависимости
Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений. Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества: а ...

Результаты и их анализ. Особенности воспроизведения слов испытуемыми подросткового возраста
В нашем исследовании частная гипотеза 1 заключается в предположении, что условия эксперимента – место его проведения (различные учебные заведения города Москвы) и изменения самой методики (смена стимульного материала, порядка следования серий, сокращение инструкций) не оказывают значительного влияния на полученные результаты. Для прове ...

Проблема изучения долговременных эффектов, сохранение эффектов СПТ
Многие авторы указывают проблему определения и изучения долговременного эффеков СПТ как одну из важных и интересных проблем в рамках развития группового движения. Но, к сожалению, в силу многочисленных трудностей исследования в данной области практически не велись. "Данных о соотношении кратковременного и долговременного эффекта С ...