Материалы » Социальная психология » Личность в группе

Личность в группе
Страница 1

Платонов так описал общепсихологический и социально-психологический угол зрения на анализ личности:

1. Биологически обусловленная подструктура, которая включает в себя темперамент, возрастные, половые особенности, биологические свойства психики.

2. Психологическая подструктура – индивидуальные свойства отдельных психических процессов через специфику психических процессов у конкретных людей – особенности памяти, эмоций, мышления.

3. Подструктура социального опыта – раскрывается как знания, навыки, умения привычки, приобретаемые человеком в ходе его жизни.

4. Направленности личности, которая понимается как социальная детерминация, которая определяет социально-личностную направленность – влечения, желания, склонности, интересы, идеалы, убеждения.

С точки зрения Платонова к социальной психологии относится только последняя структура личности, связанная с ее социальной направленностью. Леон связывает структуру личности со структурой деятельности и показывает, как за иерархией деятельности стоит иерархия мотивов, за ней – иерархия потребностей. Личность – продукт той системы деятельности, в которой она реализует, строит себя.

В социальной психологии личность традиционно рассматривается в конфигурации из трех блоков проблем: 1) проблема социализации; 2) проблема социальной установки личности; 3) проблемы социально-психологических качеств.

Как социально-психологические свойства личности рассматривают следующие личностные качества.

1. Свойства, обеспечивающие развитие социально-психологических способностей. И здесь свойства, связанные с умением человека оценивать других людей – адекватно, точно.

2. Свойства, которые формируются во взаимодействии человека с другими людьми, такие как конформность, доверие к другим людям или его отсутствие.

3. Свойства, которые Бобнева называет общими социально-психологическими свойствами личности. Они проявляются в отношении к другим людям.

4. Свойства, связанные с общением с другими людьми - коммуникативные свойства.

Другая попытка выделять разные свойства общения основана на рассмотрении общения как трехкомпонентного общения, когда основными сторонами выделяется коммуникативное (общение), интерактивное (взаимодействие), социально-перцептивное (восприятие людьми друг друга).

На основе анализа коммуникативных свойств личности был сконструирован концепт – социально-перцептивной компетентности личности. Из работ когнитивистского направления, в частности, К. Арджирис, межличностная компетенция определяется, как способность точно воспринимать других людей. В. А. Лабунская рассматривает социально-перцептивные способности личности как способности, позволяющие человеку адекватно отражать других людей. Имеются ввиду частные перцептивные способности – наблюдательность, проницательность, имеющие различную степень выраженности у разных людей. Смысл изучения социально-психологических свойств сводится к тому, чтобы задать понятие социально-психологической компетентности личности, чтобы понять, каковы проявления этой социально-психологической компетентности, как можно развивать, совершенствовать. Также создается перечень помех на пути адекватного восприятия других людей, и конструируются способы их устранения. На этой основе создаются специальные социально-психологические тренинги, тренирующие те или иные свойства социально-психологической компетентности.

Страницы: 1 2 3


Репрезентации
Репрезентации различают декларативные и процедурные. Декларативная репрезентация – мысленный образ желаемого объекта или цели. Образное представление объекта имеет картинный характер и субъективно переживается в виде некоторой симультанно (одновременно) заданной целостности. Процедурная репрезентация – это совокупность команд, автома ...

Школьная психодиагностика и исследовательская деятельность.
Проведение психологической диагностики и исследовательской деятельности различного профиля и предназначения, которые направлены на определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей в усвоении образовательной программы, а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социаль ...

Прикладная психология рекламы
Прикладной психологии, если она хочет идти в ногу со временем, никак нельзя не заниматься серьезным исследованием феномена рекламы и всех аспектов его проявления в обществе. Сегодня в условиях утверждающихся рыночных отношений этот вид информации перестает быть сугубо экономическим атрибутом и становится своеобразным элементом массовой ...