Материалы » Социальная психология » Личность в группе

Личность в группе
Страница 2

Проблема социальной детерминированности личности – одна из наиболее разрабатываемых и одновременно по-прежнему актуальных в социальной психологии.

В фокусе внимания социальной психологии личности находится проблема рефлексии человеком своего взаимодействия с социальным окружением, его отношение к факту социального влияния и степень его активности в построении Я. Эта проблема нашла свое отражение в изучении персональной и социальной идентичности личности. Однако сам термин «персональная идентичность» появился в сравнительно недавно в рамках когнитивистского подхода, поэтому можно считать, что изучение «персональной идентичности личности» в других направлениях использовало другие термины, например, термин «Я-концепция».

Р. Бернс рассматривает Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Соответственно трехкомпонентной структуре социальной установки в Я-концепции также выделяются три составляющие:

1) образ «Я» — представления индивида о самом себе;

2) самооценка — аффективная оценка этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик;

3) поведенческая реакция — те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой.

Каждый из этих трех установочных компонентов может быть представлен, с точки зрения Р. Бернса, по крайней мере, в трех модальностях:

• реальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с (актуальными способностями, ролями, статусами («Я-на-самом-деле»);

• социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мнением человека о том, как его видят другие («Я-глазами-Других»);

• идеальное «Я», отражающее установки, которые связаны с представлениями человека о желаемом «Я» («Я-каким бы-я-хотел-быть»).

Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась в 60-е годы, хотя само понятие идентичности имеет довольно длительную историю и использовалось многими теориями. Впервые детально понятие идентичности было представлено в работе Э. Эриксона «Детство и общество». Э. Эриксон понимал идентичность как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я», что предполагает его динамику на протяжении всей жизни человека. Основной функцией данной личностной структуры является адаптация в самом широком смысле этого слова, идентичность имеет определенную «организующую» функцию в развитии личности — данное понятие является для Эриксона центральным при рассмотрении вопроса о стадиях психосоциального развития.

Понятие идентичности соотносимо для Эриксона прежде всего с понятием постоянного, непрекращающегося развития «Я». При этом социальная идентичность личности была определена как личностный конструкт, который, отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу Я-категоризации.

Дальнейшее изучение процессов установления идентификации человека с группой проходило в рамках когнитивистики ориентированных концепций.

Особая роль в данной проблематике традиционно отводится концепции социальной идентичности А. Тэшфела. Процесс социальной категоризации необходим человеку для определенной систематизации своего социального опыта и одновременно для ориентации в своем социальном окружении. Социальная категоризация - система ориентации, которая создает и определяет конкретное место человека в обществе.

Страницы: 1 2 3


Практические рекомендации по коррекции и профилактики агрессивного поведения у младших подростков
В процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников позволили выделить четыре группы: · Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчи ...

Страх как состояние души.
Приступая к обзору работ под этой рубрикой, обратимся, прежде всего, к работам С. Къеркегора. Он рассматривал страх как двигатель духовного роста, а тревогу и досаду не только как негативные состояния духовной жизни, но и как исключительно важные состояния, позволяющие человеку обрести свободу. «Страх, - писал он, - это возможность своб ...

Особенности психологии осужденного
Особенности психологии осужденных проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. К наиболее типичным из них следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения); состояние нетерпения. Как то, так и другое состояние может характеризовать ...