Личность в группеСтраница 2
Проблема социальной детерминированности личности – одна из наиболее разрабатываемых и одновременно по-прежнему актуальных в социальной психологии.
В фокусе внимания социальной психологии личности находится проблема рефлексии человеком своего взаимодействия с социальным окружением, его отношение к факту социального влияния и степень его активности в построении Я. Эта проблема нашла свое отражение в изучении персональной и социальной идентичности личности. Однако сам термин «персональная идентичность» появился в сравнительно недавно в рамках когнитивистского подхода, поэтому можно считать, что изучение «персональной идентичности личности» в других направлениях использовало другие термины, например, термин «Я-концепция».
Р. Бернс рассматривает Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Соответственно трехкомпонентной структуре социальной установки в Я-концепции также выделяются три составляющие:
1) образ «Я» — представления индивида о самом себе;
2) самооценка — аффективная оценка этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик;
3) поведенческая реакция — те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой.
Каждый из этих трех установочных компонентов может быть представлен, с точки зрения Р. Бернса, по крайней мере, в трех модальностях:
• реальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с (актуальными способностями, ролями, статусами («Я-на-самом-деле»);
• социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мнением человека о том, как его видят другие («Я-глазами-Других»);
• идеальное «Я», отражающее установки, которые связаны с представлениями человека о желаемом «Я» («Я-каким бы-я-хотел-быть»).
Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась в 60-е годы, хотя само понятие идентичности имеет довольно длительную историю и использовалось многими теориями. Впервые детально понятие идентичности было представлено в работе Э. Эриксона «Детство и общество». Э. Эриксон понимал идентичность как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я», что предполагает его динамику на протяжении всей жизни человека. Основной функцией данной личностной структуры является адаптация в самом широком смысле этого слова, идентичность имеет определенную «организующую» функцию в развитии личности — данное понятие является для Эриксона центральным при рассмотрении вопроса о стадиях психосоциального развития.
Понятие идентичности соотносимо для Эриксона прежде всего с понятием постоянного, непрекращающегося развития «Я». При этом социальная идентичность личности была определена как личностный конструкт, который, отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу Я-категоризации.
Дальнейшее изучение процессов установления идентификации человека с группой проходило в рамках когнитивистики ориентированных концепций.
Особая роль в данной проблематике традиционно отводится концепции социальной идентичности А. Тэшфела. Процесс социальной категоризации необходим человеку для определенной систематизации своего социального опыта и одновременно для ориентации в своем социальном окружении. Социальная категоризация - система ориентации, которая создает и определяет конкретное место человека в обществе.
Поведение толпы
В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких либо конкретных событий.
Совместные чувства, воля, настроение оказываются эмоционально и идеологически окрашенными и многократно усиленными.
Обстанов ...
Основные направления деятельности практико-ориентированного психолога
Деятельность практико-ориентированного психолога имеет целью оказание психологической помощи или поддержки клиенту. И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун и Н.С. Пряжников в авторском учебном пособии пишут, что «чаще всего под оказанием психологической помощи подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, ада ...
Эмпирическое исследование соотношения внутриличностного и межличностного
конфликта в подростковом возрасте. Структура работы
Изначально, была выбрана тема и необходимая литература. Изучив литературу, подобраны методики и группа подростков.
Эмпирическое исследование было направлено на изучение соотношения внутриличностного и межличностного конфликта у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Объектом исследования является психология конфликта.
Предметом ...