Материалы » Социальная психология » Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Страница 3

· синтетичность (экспрессивное сообщение трудно разложить на отдельные единицы);

· непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий (даже если люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, у большинства непременно заявят о себе ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки»).

Виды информации в процессе невербальной коммуникации:

- информация о личности коммуникатора (например, темперамент человека, его эмоциональное состояние в данной ситуации и др.);

- информация об отношении участников коммуникации друг к другу (желаемый уровень общения, характер или тип отношений, динамика взаимоотношений);

- информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющей им регулировать взаимодействие (сведения о включенности в данную ситуацию или стремление выйти из нее).

Функции невербальной коммуникации:

· дополнение (включая дублирование и усиление) невербальных сообщений – делают речь более выразительной, проясняют ее содержание;

· опровержение невербальных сообщений – невербальное сообщение противоречит вербальному;

· замещение невербальных сообщений – использование невербального сообщения вместо вербального;

· регулирование разговора – поворот головы в сторону того, кто должен выступать.

Невербальные сообщения – важная составляющая межличностной коммуникации, индикаторы эмоциональных состояний и показатели многообразных отношений к окружающему миру.

Знаковые системы невербальной коммуникации, по Лабунской, следующие.

Оптико-кинестетическая система – жесты, мимика и пантамимика. Моторика различных частей тела. Оптико-кинестетическая система придает общению некоторые нюансы (специфичные для разных культур). Сейчас выделилась особая область – кинесика, исследованию подвергается мимика (зоны лица – Экман), жестикуляция (частота и сила жестов – Аргайл), позы (Пиз). Все это сигнализирует об эмоциональном состоянии партнера

Паралингвистическая и экстралингвистическая система – добавка к вербальной коммуникации. Паралингвистика - качество голоса, его диапазон, тональность. Способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора, а также характеристик его личности. Экстралингвистика – включение в речь пауз, других вкраплений (покашливания, плача, смеха), темп речи.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса. Например, лицом к лицу способствует установлению контакта, экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм для организации коммуникативного процесса. В некоторых культурах особую значимость придают временным моментам (порядок, опоздания). Проксемика – специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Э. Холл описывал законы проксемики у животных и людей. Например, были выделены зоны для американцев: интимное расстояние (0-45см), персональное расстояние (45-120 см), социальное расстояние (120-400 см), публичное (400-750 см). Хронотопы – более или менее четко вычлененные константы в организации пр-ва и времени. Например, вагонный попутчик (не всегда объяснимая откровенность в отношениях с ним).

Контакт глаз или визуальное общение. Частота обмена взглядами, длительность, динамика. Визуальный контакт выполняет следующие функции: информационный поиск, демонстрация степени психологической близости. Мера допустимого «глаза в глаза» различается, например, в Японии и Великобритании. Сначала контакт глаз был изучен в области близкого общения – формула интимности. Были работы о роли визуального общения с ребенком. Были построены словари телодвижений. Сейчас знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения.

Страницы: 1 2 3 4


Нарушения развития личности
Существует множество определений личности. Для исследования нарушений личности психологу необходимо четко представлять, что нужно исследовать в конкретном случае: мотивы, установки, интересы, ценности, конфликты. При различных психических заболеваниях отмечаются отклонения в формировании адекватного уровня притязаний в сравнении с нормо ...

Алфавит
Время проведения: 5 мин Составьте слова из всех букв алфавита, чтобы ни одна буква не повторилась. К примеру: 1) съезд, жмых, цапля, вой, юфть, шик, щен, эрг, чуб; 2) эндшпиль, тюфяк, борщ, цех, гуж, сыч, ай. ...

Некоторые причины возникновения школьного стресса у детей. Исследование значения ожиданий учителя как возникновение стресса
Ожидания являются звеном, замыкающим цикл взаимодействий ученика и учителя. Если, например, школьник считает себя малоспособным, то все его действия будут отражением этой убежденности; тогда и учитель, и одноклассники будут вынуждены взаимодействовать с ним соответствующим образом: постепенно мнение о нем как о малоспособном станет не т ...