Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)Страница 3
· синтетичность (экспрессивное сообщение трудно разложить на отдельные единицы);
· непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий (даже если люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, у большинства непременно заявят о себе ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки»).
Виды информации в процессе невербальной коммуникации:
- информация о личности коммуникатора (например, темперамент человека, его эмоциональное состояние в данной ситуации и др.);
- информация об отношении участников коммуникации друг к другу (желаемый уровень общения, характер или тип отношений, динамика взаимоотношений);
- информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющей им регулировать взаимодействие (сведения о включенности в данную ситуацию или стремление выйти из нее).
Функции невербальной коммуникации:
· дополнение (включая дублирование и усиление) невербальных сообщений – делают речь более выразительной, проясняют ее содержание;
· опровержение невербальных сообщений – невербальное сообщение противоречит вербальному;
· замещение невербальных сообщений – использование невербального сообщения вместо вербального;
· регулирование разговора – поворот головы в сторону того, кто должен выступать.
Невербальные сообщения – важная составляющая межличностной коммуникации, индикаторы эмоциональных состояний и показатели многообразных отношений к окружающему миру.
Знаковые системы невербальной коммуникации, по Лабунской, следующие.
Оптико-кинестетическая система – жесты, мимика и пантамимика. Моторика различных частей тела. Оптико-кинестетическая система придает общению некоторые нюансы (специфичные для разных культур). Сейчас выделилась особая область – кинесика, исследованию подвергается мимика (зоны лица – Экман), жестикуляция (частота и сила жестов – Аргайл), позы (Пиз). Все это сигнализирует об эмоциональном состоянии партнера
Паралингвистическая и экстралингвистическая система – добавка к вербальной коммуникации. Паралингвистика - качество голоса, его диапазон, тональность. Способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора, а также характеристик его личности. Экстралингвистика – включение в речь пауз, других вкраплений (покашливания, плача, смеха), темп речи.
Организация пространства и времени коммуникативного процесса. Например, лицом к лицу способствует установлению контакта, экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм для организации коммуникативного процесса. В некоторых культурах особую значимость придают временным моментам (порядок, опоздания). Проксемика – специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Э. Холл описывал законы проксемики у животных и людей. Например, были выделены зоны для американцев: интимное расстояние (0-45см), персональное расстояние (45-120 см), социальное расстояние (120-400 см), публичное (400-750 см). Хронотопы – более или менее четко вычлененные константы в организации пр-ва и времени. Например, вагонный попутчик (не всегда объяснимая откровенность в отношениях с ним).
Контакт глаз или визуальное общение. Частота обмена взглядами, длительность, динамика. Визуальный контакт выполняет следующие функции: информационный поиск, демонстрация степени психологической близости. Мера допустимого «глаза в глаза» различается, например, в Японии и Великобритании. Сначала контакт глаз был изучен в области близкого общения – формула интимности. Были работы о роли визуального общения с ребенком. Были построены словари телодвижений. Сейчас знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения.
Особенности психологии осужденного
Особенности психологии осужденных проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. К наиболее типичным из них следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения); состояние нетерпения. Как то, так и другое состояние может характеризовать ...
Стадии формирования стрессовой реакции
Как отмечал Селье, в своем развитии стресс проходит три стадии. Он сравнивал их с периодами человеческой жизни:
· стадия тревоги – детство, характеризующееся низкой сопротивляемостью и резкими реакциями на любые раздражители;
· стадия сопротивления – зрелость, во время которой человек наиболее адаптирован и приспособлен к условиям сущ ...
Виды рекламного психологического воздействия
Основными видами психологического воздействия являются: информирование, убеждение, внушение, побуждение.
Информирование –
главное ядро рекламного обращения.
Реклама должна убедить потребителя в достоинствах товара, то есть показать преимущества и доказать необходимость его для потребителя. С этой целью используется три группы аргумен ...