Материалы » Социальная психология » Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Страница 2

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и стимулирует какое-то действие. Стимуляция может быть различной: активация (побуждение к действию в заданном направлении); интердикция (побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности); дестабилизация (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности). Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Если в качестве знаковой системы используется человеческая речь, то идет речь о вербальной коммуникации. Речь является самым универсальным средством коммуникации, т.к. в этом случае менее всего теряется смысл сообщения, но при этом должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации.

Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируются друг на друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. Леонтьев предлагает обозначить их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО), что отражает содержание коммуникации.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффекта речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика.

Существует много моделей убеждающей коммуникации. Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов: кто передает сообщение (роль коммуникатора: информация передается в зависимости от доверия к коммуникатору); что передается (сообщение: зависит от адресности информации и от отношения к ней); как осуществляется передача (канал: опосредованная или непосредственная коммуникация); кому направлено сообщение (аудитория: пассивная или активная); с каким эффектом (эффективность).

По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, выявлены типы позиции коммуникатора во время процесса. Их может быть три: открытая (коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения); отстраненная (коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, не заявляет открыто о своей точке зрения); закрытая (коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, прибегая к специальным мерам, чтобы ее скрыть). Каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия. Особое значение имеют работы по изучению аудитории.

Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и т.п., а также включить в систему другие - неречевые – знаковые системы.

Невербальная коммуникация – обмен информацией между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и интерпретация в данной ситуации.

Особенности невербальной коммуникации:

· ситуативность (обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас» в рамках конкретной ситуации с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие);

Страницы: 1 2 3 4


Трудность тестовых заданий
Теоретическая справка Определение степени трудности тестовых заданий является обязательной процедурой, с которой начинается анализ качества разрабатываемого теста. Основная цель анализа трудности заданий сводится к выбору оптимальных по сложности заданий, которые затем можно было бы упорядочить по нарастанию сложности. Тест не должен в ...

Психологические теории мотивации власти
Рассмотрим подробно наиболее известные теории мотивации власти. Стремление к власти в теории А.Адлера. Стремление к власти (доминирование над другими), в соответствии с теорией Адлера, - основная движущая сила поведения и деятельности человека. Вместо сексуального влечения (которое, по Фрейду, является основным мотивационным фактором п ...

Приложение1. Сюжетно-ролевая игра
Кто из нас лечит? Цель. Рассказать детям о том, какую помощь оказывает больному в аптеке, поликлинике, больнице; что делают врач, медсестра, санитарка. Воспитывать у них умение сотрудничать (на примере названых профессий), благодарить за внимание и заботу. Игровое задание. Вылечить больного. Правила игры. Подражать медицинским работн ...