Стадии формирования стрессовой реакции
Как отмечал Селье, в своем развитии стресс проходит три стадии. Он сравнивал их с периодами человеческой жизни:
· стадия тревоги – детство, характеризующееся низкой сопротивляемостью и резкими реакциями на любые раздражители;
· стадия сопротивления – зрелость, во время которой человек наиболее адаптирован и приспособлен к условиям существования;
· стадия истощения – старость с падением уровня приспособляемость, что неминуемо приводит к смерти.
Стадия тревоги характеризуется мобилизацией общих адаптационных ресурсов и резким падением сопротивляемости стрессу. В ее протекании выделяют три четко выраженных периода. Первый период – резкая активизация защитных механизмов организма, сопровождающаяся стеническими эмоциями и повышением работоспособности. Этот период кратковременный, исчисляется минутами или часами. Второй – формирование нового «функционального» уровня, который бы позволял организму существовать в изменившихся условиях. Наблюдается общее ухудшение состояния человека и падение работоспособности, которое, правда, может компенсироваться высокой мотивацией. Однако при сильном перенапряжении могут давать обострения хронические заболевания. В общем оба этих периода продолжаются 11 дней, что является постоянной величиной, не зависящей ни от интенсивности, ни от вида стресса. Третий период – неустойчивая адаптация, длящаяся примерно 20-60 дней, после которой наступает стадия сопротивления, в которой организм достаточно долго может чувствовать себя относительно комфортно.
Стадия истощения возникает тогда, когда уровень кортикостеронов в крови слишком высок, а в гипоталамус не поступает информация об их избытке, выработка рилизинг-факторов не прекращается, что приводит к еще большему увеличению уровня гормонов. Большое количество гормонов коры надпочечников в жидких средах вызывает нарушения функционирования внутренних органов (сердце, сосуды, легкие, систему пищеварения.
Однако при нормальном уровне кортикостероны на стадии сопротивления оказывают противовоспалительное, десенсибилизирующее, антиаллергическое, противошоковое и антитоксическое действие.
Сапов И.А. предлагает несколько иное разграничение стадий протекания стрессовой реакции. На основе исследований, проведенных на специалистах, проводящих длительное время в состоянии стресса (подводников, полярников, спелеологов) он выделяет четыре периода:
§ период переадаптации или физиологического напряжения (период компенсации), наблюдающийся в первые дни развития стрессовой реакции и характеризующийся повышением активности внутренних органов и систем.
§ период относительно устойчивой адаптированности организма к новым условиям существования, при котором все физиологические сдвиги не превышают норму, а работоспособность индивида сохраняется на высоком уровне. Этот период длится от 2 недель до 2-3 месяцев.
§ период дезадаптации, наступающий вследствие перенапряжения механизмов регуляции. Характеризуется отсутствием адаптации нервной и эндокринной систем, общим ухудшением функционирования организма. Эти признаки появляются через 3-4 месяца после начала стрессогенной деятельности.
§ период реадаптации, который протекает в три этапа: первый этап характеризуется нарушениями в функционировании органов и систем органов, второй – углублением неблагоприятных физиологических сдвигов, третий – постепенное уменьшение сердечно-сосудистых и мышечных сдвигов и возвращение организма к нормальному уровню функционирования. Наблюдается в течение нескольких недель после прекращения длительного воздействия стрессирующего фактора.
Концептуальная модель Семёнова И.Н. Теоретическая концепция
Рассмотрев предмет и методологию рефлексивного подхода в целом, необходимо перейти к более конкретному рассмотрению рефлексивного компонента в школе Семёнова И.Н.
В результате теоретико-экспериментальных исследований в 1971-1991 гг. открыт факт неоднородности рефлексии, установлена ее ведущая, системообразующая роль в организации мышле ...
Факторы, влияющие на нравственное развитие детей
старшего дошкольного возраста
Факторы, влияющие на становление детской психики подразделяются на объективные (макросоциальные, микросоциальные и соматопсихические факторы) и субъективные (составляют внутреннюю логику развития, точнее - саморазвития ребенка, и включают специфику развития потребностно-мотивационной сферы, особенности формирования его сознания и самосо ...
Упражнения на развитие пространственного мышления. Антивремя
Время проведения: 10 мин
Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. К примеру: «Театр», «Магазин», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» — как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента. ...