Социально-психологические аспекты развития группыСтраница 3
Первые две страты являются определяющими для групп высокого уровня развития. Таким образом, степень развития коллектива находится в прямой зависимости от общественной значимости деятельности и степени опосредствования межличностных отношений ее целями, ценностями и содержанием в группе.
На основе данной «модели» можно выделить типы групп (различающиеся по уровню внутригруппового развития):
1) Подлинный коллектив - межличностные отношения в группе максимально опосредствованы целями и задачами коллективной деятельности, при этом сама деятельность носит ярко выраженный просоциальный характер. Группам такого типа свойственна высокая деловая сплоченность, благоприятный психологический климат.
1) Активно функционирующее корпоративное сообщество - схожие черты с предыдущим типом, но носят цели антисоциальный характер
2) Просоциальная ассоциация - высокие социальные ценности, но цели общей деятельности не определяют межличностные отношения
1) Асоциальная ассоциация - похожа на предыдущий тип, но деятельностные факторы носят асоциальный характер, реализуются в основном сугубо личные цели
2) Диффузная группа - характерны нулевая социальная значимость опосредствующих факторов и отсутствие их выраженности в системе внутригруппового общения и взаимодействия.
Е. П. Авдуевская считает, что существуют различия в отношении к группе в зависимости от того, в какую группу входит человек. Так, в группе с преобладанием отрицательных взаимоотношений у человека наблюдается незнание групповых норм, отчужденность (вплоть до непринятия группы), ощущение своей ненужности, уклонение от взаимодействия, склонность к индивидуальным формам работы; напротив, в группе с высоким уровнем развития отношений (с преобладанием позитивных) чаще фиксируются положительное отношение к внутригрупповым задачам, идентификация с группой, готовность к совместным действиям, развитие чувства “мы” и т.д. Кроме того большое значение имеет тот факт, на какой стадии развития находится группа.
Итак, коллектив, как высшая форма развития группы, имеет свои социально-психологические феномены или параметры - это:
· проявление коллективистического самоопределения и резкое снижение конформных реакций в значимых для членов коллектива ситуациях (экспериментальные работы И. А. Оботуровой, А. А. Туровской и др.);
· наличие сплоченности как ценностно-ориентационного единства (В. В.Шпалинский, А. И. Донцов);
· действенная эмоциональная групповая идентификация (А. И. Папкин, М А. Туревский);
· содержательность мотивационного ядра выбора в системе межличностных отношений (Н. М. Швалева);
· явление референтности (Е. В. Щедрина).
Необходимо отметить, что отечественные исследования в области психологии коллектива строятся на идеях А. С. Макаренко. Важнейший признак коллектива, по А. С. Макаренко, — это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества.
Красной нитью во всех рассуждениях у А. С. Макаренко проходит мысль о том, что успех внутренних процессов, протекающих в коллективе, может быть обеспечен только в том случае, если все нормы взаимоотношений, вся организация деятельности внутри коллектива строятся на основе соответствия этих образцов более широкой системе социальных отношений, развивающихся в обществе в целом. Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений общества, и поэтому успешность его действий может быть реализована лишь в том случае, когда нет рассогласования целей коллектива и общества.
Организация профориентационной работы в школе
Сложным и ответственным делом является организация профориентации в школе, в процессе которой учащиеся получают возможность в полной мере самостоятельно, творчески применять свои знания и умения на практике, проверять свою готовность к участию в труде, выборе профессии, осознают полезность и значимость своей деятельности.
Педагогически ...
Образование стресса в
результате расхождения образов «Я»
Кац и Зиглер пытались также выяснить, существует ли зависимость между сильным расхождением в образах Я и психическими нарушениями. Они провели сопоставительное исследование в школах с раздельным обучением нормальных детей и детей с эмоциональными нарушениями и пришли к выводу, что у последних идеальное Я меньше отличается от реального. ...
Психологическая дезадаптация при межкультурных контактах
«Ключевой категорией, позволяющей выразить специфику осуществления адаптивной деятельности людей, является понятие «культура» . Адаптивная функция культуры непосредственно, логически выводится из самого определения культуры как способа человеческой деятельности, ибо сам феномен деятельности (в том числе и человеческой) имеет исходную ад ...

