Материалы » Социальная психология » Социально-психологические аспекты развития группы

Социально-психологические аспекты развития группы
Страница 1

Идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции, толчок чему был дан работой 3. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго».

В последние годы идея развития группы получила более широкое распространение. Во-первых, введено само понятие «стадий» (или «периодов») развития группы, которые различаются друг от друга по набору критериев. Так или иначе, каждая стадия связана со сменой состава группы: в нее входят новые члены, частично уходят старые, происходит превращение потенциального члена группы в «полного» члена, затем, иногда, в «маргинального» члена, если группа перестает его удовлетворять; наконец, возможен и разрыв с группой. Факторами этой смены ролей членов группы являются мера принятия группой каждого члена и, напротив, принятие членом группы ее реальности.

Во-вторых, сформулирована мысль о том, что социализация группы происходит не в вакууме: на изменения в группе влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках которых существует группа. Механизм этого воздействия раскрывается через внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые им отрефлексированы и применены к оцениванию ситуации в группе, своего положения в ней и т.п.

Если в обществе нормативом является акцент на достижение и продуктивность, оценивание ситуации в группе будет в большей мере включать именно этот критерий. Если же в обществе популярна идея межличностной гармонии, в группе среди критериев оценивания можно также ожидать следования этой норме. Фаза развития группы, таким образом, соотносится с определенными изменениями в обществе.

В качестве второго блока исследований, где обозначается идея развития группы, можно назвать исследования по сравнению таких ориентации личности, как коллективизм — индивидуализм. Коллективизм и индивидуализм рассматриваются как полярные ценности, получающие весьма различное распространение в разных обществах.

Зарубежные исследования и подходы к проблеме развития групп следующие.

Двухфакторная модель (Такмен): два фактора групповой активности – деловой (решение групповой задачи) и межличностный (развитие групповой структуры). Этапы межличностной активности:

· проверка и зависимость (ориентировка участников в характере действий друг друга, поиск взаимоприемлемого поведения);

· внутренний конфликт (нарушение взаимодействия, отсутствие единства);

· развитие групповой сплоченности (исчезновение конфликта, гармонизация отношений);

· функционально-ролевая соотнесенность (образование ролевой структуры).

Этапы деловой активности:

(1) ориентировка в задаче (поиск оптимального способа решения задачи);

(2) эмоциональный ответ на требования задачи (противодействие требованиям задачи из-за несовпадения ее предписаний с личными намерениями);

(3) открытый обмен релевантными интерпретациями (обмен мнениями, проникновение в намерения друг друга, выработка альтернативной трактовки информации);

(4) принятие решений (конструктивные попытки успешного решения).

Модель Обера (Обер) – нормативно-ролевая система:

1) формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей;

2) возмущение (разрушение наличной ролевой структуры вследствие возникающих внутригрупповых разногласий);

3) формирование инструментальных норм и гармонизация отношений в группе;

4) выполнение (образование функциональных ролей, установление гибкой взаимозависимости отношений).

Однофакторная модель (Мабри) для группы, ориентированная на решение задачи инструментального типа, включает следующие стадии:

· латентная (ознакомление с задачей);

· адаптационная (соотнесение возможностей участников с требованиями задачи);

· интегративная (объединение усилий, координация стратегий);

Страницы: 1 2 3


Психологическое заключение
Результаты исследования могут недостаточно достоверны. При их анализе следует учитывать возможные мотивационные искажения, связанные с аггравацией имеющихся личностных недостатков и проблем, или критическим самовосприятием. Определяется высокий общий уровень выраженности невротических черт личности. Черты личности, предрасполагающие к ...

Прием "умеренного раскачивания лодки" (быстрые переходы от мягкости к жесткости и обратно). Техника вовлечения в общение. Прием накопления согласий
(выбор нейтрального материала избегание противоречий в начале общения, преимущественное внимание к объектам согласия). Выбор нейтрального материала в начале общения позволяет человеку успокоиться, привыкнуть к обстановке общения. Но кроме этого, если тема разговора будет близка коммуникатору, составляет его увлечение, то он может быть ...

Причины агрессивности, ее виды и механизм действия Основные теоретические подходы
Вопрос, почему люди действуют агрессивно, занимал лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривался с различных позиций – с точки зрения философии, поэзии и религии. Самое раннее теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии предложенное З.Фрейдом, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Миллер (19 ...