Материалы » Социальная психология » Социально-психологические аспекты развития группы

Социально-психологические аспекты развития группы
Страница 1

Идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции, толчок чему был дан работой 3. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго».

В последние годы идея развития группы получила более широкое распространение. Во-первых, введено само понятие «стадий» (или «периодов») развития группы, которые различаются друг от друга по набору критериев. Так или иначе, каждая стадия связана со сменой состава группы: в нее входят новые члены, частично уходят старые, происходит превращение потенциального члена группы в «полного» члена, затем, иногда, в «маргинального» члена, если группа перестает его удовлетворять; наконец, возможен и разрыв с группой. Факторами этой смены ролей членов группы являются мера принятия группой каждого члена и, напротив, принятие членом группы ее реальности.

Во-вторых, сформулирована мысль о том, что социализация группы происходит не в вакууме: на изменения в группе влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках которых существует группа. Механизм этого воздействия раскрывается через внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые им отрефлексированы и применены к оцениванию ситуации в группе, своего положения в ней и т.п.

Если в обществе нормативом является акцент на достижение и продуктивность, оценивание ситуации в группе будет в большей мере включать именно этот критерий. Если же в обществе популярна идея межличностной гармонии, в группе среди критериев оценивания можно также ожидать следования этой норме. Фаза развития группы, таким образом, соотносится с определенными изменениями в обществе.

В качестве второго блока исследований, где обозначается идея развития группы, можно назвать исследования по сравнению таких ориентации личности, как коллективизм — индивидуализм. Коллективизм и индивидуализм рассматриваются как полярные ценности, получающие весьма различное распространение в разных обществах.

Зарубежные исследования и подходы к проблеме развития групп следующие.

Двухфакторная модель (Такмен): два фактора групповой активности – деловой (решение групповой задачи) и межличностный (развитие групповой структуры). Этапы межличностной активности:

· проверка и зависимость (ориентировка участников в характере действий друг друга, поиск взаимоприемлемого поведения);

· внутренний конфликт (нарушение взаимодействия, отсутствие единства);

· развитие групповой сплоченности (исчезновение конфликта, гармонизация отношений);

· функционально-ролевая соотнесенность (образование ролевой структуры).

Этапы деловой активности:

(1) ориентировка в задаче (поиск оптимального способа решения задачи);

(2) эмоциональный ответ на требования задачи (противодействие требованиям задачи из-за несовпадения ее предписаний с личными намерениями);

(3) открытый обмен релевантными интерпретациями (обмен мнениями, проникновение в намерения друг друга, выработка альтернативной трактовки информации);

(4) принятие решений (конструктивные попытки успешного решения).

Модель Обера (Обер) – нормативно-ролевая система:

1) формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей;

2) возмущение (разрушение наличной ролевой структуры вследствие возникающих внутригрупповых разногласий);

3) формирование инструментальных норм и гармонизация отношений в группе;

4) выполнение (образование функциональных ролей, установление гибкой взаимозависимости отношений).

Однофакторная модель (Мабри) для группы, ориентированная на решение задачи инструментального типа, включает следующие стадии:

· латентная (ознакомление с задачей);

· адаптационная (соотнесение возможностей участников с требованиями задачи);

· интегративная (объединение усилий, координация стратегий);

Страницы: 1 2 3


Характеристики манипуляции как метода воздействия на партнёра
· Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество); · Манипуляции имеют скрытый характер воздействия (попытка манипулирования лишь тогда будет успешной, когда факт воздействия адресатом не осознаётся и конечная цель манипулятора не известна; дл манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мыс ...

Вспомогательные методы исследования
В группу вспомогательных методов мы включили метод исследования фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, тест диагностики межличностных отношений Т. Лири (в модификации Л.Н. Собчик), метод цветовых выборов (модифицированный вариант цветового теста М. Люшера), шкалу тревожности Ч. Спил-бергера, а также наблюдение вербальных и неверба ...

Деятельность и психические процессы.
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности ...