Материалы » Социальная психология » Социально-психологические аспекты развития группы

Социально-психологические аспекты развития группы
Страница 2

· достижение требуемого решения.

Особые формы принимает развитие группы в экстремальных условиях (ознакомление, дискуссии, ролевые ориентации).

В настоящее время в отечественной социальной психологии наиболее распространенными оказались два подхода к типологии реальных, естественных малых групп, соответствующие двум концепциям коллектива - это концепция Л. И. Уманского и теория деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе А. В. Петровского.

В концепции коллектива, предложенной Л. И. Уманским, осуществлена попытка выявить определяющие характеристики (или параметры) группы, степень выраженности и зрелости которых рассматривается как критерий для определения уровня развития группы как коллектива. К ним автор относит все существенные характеристики реальных контактных групп. Таким образом, Л. И. Уманский выделил следующие типы групп в зависимости от их уровня развития:

· Номинальная группа - конгломерат (объединение незнакомых людей во времени и пространстве)

· Группа - ассоциация (формальное межличностное объединение)

· Группа - кооперация (организованная структура, межличностные отношения в которой носят в основном деловой характер). На этом уровне начинает активно развиваться процесс автономизации группы

· Группа - коллектив (высокий уровень автономизации - интенсивный процесс обособления, объединение членов группы по отношению к значимым групповым целям). Группа становится эталоном для ее членов (появление эффекта «монореферентности»).

Однако может сформироваться «лжеколлектив», если произошло замыкание на внутригрупповых целях, изолированных от общества. В то же время с точки зрения внутригруппового общения могут быть группы, замкнутые извне, но отличающиеся внутригрупповыми антипатиями, межличностным эгоцентризмом, конфликтностью и агрессивностью.

В ряду «моделей» коллектива выделяется стратометрическая концепция А. В. Петровского. В основе ее лежит утверждение о наличии специфических для коллектива социально-психологических феноменов, качественно отличающихся от социально-психологических характеристик групп более низкого уровня развития. В рамках данной «модели» различные внутригрупповые процессы, характеризующие коллектив, представляют собой определенную иерархическую систему по отношению к целям, задачам и принципам групповой деятельности. В этой многоуровневой структуре, по мнению автора, можно выделить несколько страт или слоев, имеющих различные психологические характеристики:

1) Центральную (ядерную) страту составляет сама групповая деятельность с ее содержательными, общественно-экономическими и социально-политическими характеристиками. По сути, это непсихологическое образование (характеризует включенность группы в более широкую социальную общность). На основе этого можно выделить 3 критерия для оценки группы как коллектива:

1 - оценка выполнения коллективом основной общественной функции

2 - оценка соответствия группы социальным нормам

3 - оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного гармонического развития личности.

2) Следующая страта - первая психологическая по своей сути - фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее смысл для каждого участника.

3) Во второй страте локализуются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием совместной деятельности (ее целями, задачами, ходом выполнения) и принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями.

2) Третья (поверхностная) страта межличностных отношений предполагает наличие связей, где коллективные цели и групповые ориентации не являются основным фактором личных контактов людей в группе.

Страницы: 1 2 3


Характеристика применяемых диагностических методик
Для выявления особенностей протекания идентификации использовались следующие методики: проективный тест «Рисунок человека» Сидни Леви и опросник А.И. Захарова «Идентификация детей с родителями» [прил.1]. У техники анализа рисунков нет достаточной экспериментальной валидизации, она нередко дает двусмысленную информацию. Однако анализ рис ...

Научная деятельность и вклад в отечественную психологию В.М. Бехтерева
В истории отечественной психологической науки с именем Владимира Михайловича Бехтерева связано окончательное утверждение новой парадигмы в исследовании психической деятельности, основывающейся на объективном подходе к объяснению природы психического и методов его изучения. Вслед за И. М. Сеченовым он выступает против интроспекционистск ...

В погоне за иллюзией
Депрессия стала таким распространенным явлением в наши дня, потому что очень многие людей преследуют нереальные цели, не имеющие прямого отношения к основным человеческим потребностям. Каждый человек хочет любить, ему также хочется почувствовать, что его любовь принимается и в определенной степени возвращается к нему. Любовь и забота св ...