Материалы » Потребности как источник развития личности дошкольника » Формирование потребностей и их особенности в детском возрасте

Формирование потребностей и их особенности в детском возрасте
Страница 2

- субъективная мотивация,

- ориентация на других.

При изучении мотивации детей были установлены различные типы направленности личности. Выявлено три типа направленности:

Личностные мотивы — в процессе общения ребенок рассматривает взрослого как хорошего воспитателя, который создает необходимые условия для развития личности ребенка. Ребенок открывает существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного «управления» таким источником создают нужду ребенка в том, чтобы его выделить и исследовать.

Но органические потребности не единственная основа потребности в общении. Мы придаем также великое значение изначальному стремлению ребенка к новым впечатлениям. Взрослый человек — самый богатый информацией объект в мире младенца. Вероятно нужда ребенка в удовлетворении органических потребностей и его стремление к информации — лишь та основа, которая заставляет младенца первоначально выделить взрослого в окружающем мире, обратить на него особое внимание.

Познавательные мотивы — взрослый не только представляет собой источник познания о внеситуативных объектах, но духовные потребности детей более разнообразны и богаты, нежели физические. Их значение как мотивов поведения весьма велико. У некоторых детей особенно сильно развиты познавательные потребности, проявляющиеся в общем стремлении познать мир. Одни дети не могут успокоиться, пока не поймут действия заинтересовавшего их механизма или не проведут интересного химического опыта, не решат математической задачи. Другие дети готовы всю вторую половину дня играть в футбол, кататься на велосипеде или плавать. Таким путем они реализуют свою потребность в двигательной активности.

У некоторых детей на первый план выдвигаются потребности эмоционального характера, которые вызывают желание общаться со взрослыми людьми или со своими ровесниками. У других детей особую роль играет стремление постоянно обращать на себя внимание, завоевывать симпатии и главенствующее положение среди товарищей. Одна и та же потребность в различных ситуациях может быть удовлетворена по-разному выступает партнером по обсуждению причин и связей физического мира.

Деловые мотивы — взрослый выступает партнером ребенка по игре, образцом для подражания, экспертом по оценке умений и знаний, помощником, организатором и участником совместной предметной деятельности. В этом смысле ребенок представляет собой «максимально социальное существо», ибо все в его поведении вплетено и воткано в социальное и первый контакт с действительностью оказывается целиком и полностью социально опосредованным (Выготский Л. С, 1984). Основываясь во многом на позиции Л. С. Выготского, М. И. Лисина называет в качестве ведущего фактора психического развития ребенка потребность в общении, а Л. И. Божович — потребность во впечатлениях. Дело в том, что взрослый с самого начала относится к ребенку как к субъекту и ведет себя с ним как партнер по общению. Более того, взрослый нередко «играет» и за ребенка как за второго участника общения, авансом наделяя его действия смыслом и значением, которого они еще не имеют. Такое поведение взрослого в ходе практического взаимодействия с младенцем создает дополнительную необходимость и возможность для выделения его ребенком как объекта, но оно позволяет ему со временем воспринять взрослого также и как субъекта, а постепенно с его помощью открыть новые — субъектные — качества и в самом себе. Так, мотив общения у М. И. Лисиной включает в себя три основные потребности:

1) потребность во впечатлениях — познавательные мотивы,

2) потребность в активной деятельности — деловые мотивы,

3) потребность в признании и поддержке — личностные мотивы

В реальной жизни ребенка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. В разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие из них занимают положение ведущих. Причем речь идет не об индивидных особенностях взаимоотношения разных мотивов, а об особенностях именно возрастных, типичных для большинства детей соответствующего возраста.

Л. И. Божович оспаривает первичность мотива общения как ведущего фактора психического развития ребенка. Исследователь предполагает, что у ребенка существует иная первичная потребность. Она по своей внутренней форме должна заключать в себе не только возможность своего собственного качественного развития, но и побуждение психики ребенка к развитию ее специфических человеческих форм. В качестве такого ведущего мотива автор называет потребность во впечатлениях, которая влечет за собой развитие всех других социально обусловленных потребностей ребенка.

Представляет интерес в этой связи обращение к концепции А. Маслоу, в соответствии с которой первичной социогенной потребностью ребенка является потребность в аффилиации. Рассматривая развитие потребностей в онтогенезе, Маслоу считает, что, рождаясь, человек обладает лишь одними физиологическими потребностями и, возможно в очень слабой, зачаточной форме, потребностью в безопасности, которая проявляется в реакции испуга. Только спустя время ребенок начинает выказывать первые признаки социальной привязанности и избирательной любви к окружающим. Спустя еще некоторое время малыш, окруженный любовью и заботой родителей, чувствуя себя в безопасности, может обнаружить стремление к автономности, независимости, потребность в достижении какой-либо цели, в уважении, в оценке, в похвале (Маслоу А., 1999).

Страницы: 1 2 3 4


Выводы
Экспериментальное исследование показало следующие данные: · Основная стратегия самоутверждения, которую используют условно - осужденные – это стратегия самоподавления; · Изучение личностных особенностей показало: По шкале контроля случайных ответов у большинства испытуемых на высоком уровне (52%) Это значит, что результаты тестирован ...

Психолого-педагогические основы наглядно-образного мышления дошкольников с нормальным развитием. Общее понятие о мышлении
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредс ...

Менструальные фазы как специфика женского организма
Первая менструация, которую девочка переживает в возрасте 11-13 лет, происходит на фоне общей перестройки организма, начавшейся года за два до этого (о чем можно судить по активному росту и появлению вторичных половых признаков). Но именно появление менструаций является переломным моментом в жизни девочки, заставляющим ее остро почувств ...