Материалы » Потребности как источник развития личности дошкольника » Формирование потребностей и их особенности в детском возрасте

Формирование потребностей и их особенности в детском возрасте
Страница 1

Потребности являются первоисточником психической активности ребенка.

Безусловно, человек в детстве испытывает преимущественно физиологические потребности — в пище, питье, тепле и тому подобном, и нет возможности говорить о наличии у него каких-либо мотивов и тем более ценностей, интересов, убеждений. Однако именно этот период — период становления личности — исключительно важен для формирования и дальнейшего развития всего мотивационного комплекса человека. Следовательно, на этом этапе онтогенетического развития совершенно необходимо рассмотреть те первые, социально обусловленные потребности, которые впоследствии, претерпев качественные преобразования, будут предопределять не только уровень, но и направленность всей активности человека.

Физиологические потребности — потребности, существенные для физического выживания человека. В эту группу включаются потребности в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Социогенные потребности — потребности, порождаемые жизнью человека в социуме.

В рамках психоаналитической традиции ребенок представляется существом, находящимся во власти инстинктивных влечений своего организма, полностью погруженным в его переживания, и в соответствии с этим эгоизм и самолюбие ребенка выступают в качестве первичных социальных мотивов человека.

По концепции Ж. Пиаже, детство определяется как период абсолютного эгоцентризма, в течение которого ребенок ограничивается в большей степени удовлетворением простейших жизненных потребностей (Пиаже Ж., 1994).

В противовес этим взглядам выступает Л.С. Выготский, который полагает, что даже самые элементарные жизненные потребности ребенка могут быть удовлетворены не иначе как с помощью взрослых, ухаживающих за ним, и в первую очередь матери.

Среди физических потребностей важнейшими можно считать питание, сон, отдых, движения. Есть, например, дети, неспособные ни к какой деятельности, когда они голодны. Однако есть и такие ребята, которые весь день могут бегать во дворе, не ощущая голода. Потребность в свободе движений, в активности у них сильнее чувства голода.

Одни дети ощущают необходимость в движении на свежем воздухе, они должны вдоволь набегаться, прежде чем сесть за уроки. Другие дети должны много отдыхать, спать в определенное время, они способны порой заснуть где угодно. Некоторые ребята трудно засыпают, но легко просыпаются и всегда свежи. Есть дети, которые при малейшем дуновении ветерка трясутся от холода, а после купания в море или в реке «синеют». Но ведь есть и такие, которые всю зиму ходят без головного убора, не признают теплого нижнего белья, шарфа и зимних пальто.

Изучение физических потребностей своего ребенка важно для того, чтобы правильно их удовлетворять и формировать в соответствии с общим развитием. Очень часто это надо знать и для того, чтобы не вести с ребенком упорную «войну», которая приводит к напрасной трате энергии (ее можно использовать с пользой) и погружает семью в неприятную атмосферу беспредметных конфликтов. Разумеется, не всякое желание ребенка следует удовлетворять в той форме и в той мере, в какой он требует. Задача воспитания в этом направлении состоит в развитии высоких, жизненно необходимых потребностей, в подавлении вредных для ребенка стремлений, в выработке у него правильного взгляда на свои желания по отношению к потребностям других людей. Потребности лежат в основе мотивации человеческих действий, направленных на их удовлетворение. Устойчиво доминирующие мотивы определяют направленность личности (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский, М.С. Неймарк и др.). [8,с.238] Мотивом принято считать любую побудительную силу поведения, скрывающуюся внутри нас. На первый взгляд потребности, которые также относятся к внутренним побудительным силам поведения, можно отождествить с мотивами, т.е. сделать два понятия синонимами. Не только в обыденном, но и в научном словоупотреблении мотив понимается расширительно - как выразитель потребностей или побуждений организма. В первой половине XX века психологи уравнивали мотивы даже с инстинктами, но, осознав неплодотворность такого подхода, свели их к потребностям. Правда, разрушили те и другие на две группы. У них получились первичные мотивы, соответствующие врожденным потребностям, и вторичные мотивы, соответствующие приобретенным. В результате сложилась традиция расширительной трактовки мотивов в психологии. К ним относили потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы, короче, все, что побуждает. Дело, видимо, в том, что мотив несет в себе какую-то осмысленность. М.Вебер выделил два обязательных условия, которым должно отвечать социальное действие (т.е. человеческое поведение):

Страницы: 1 2 3 4


Занятие 1. Тема: "Распознавание и отреагирование чувств".
Цель занятия — научиться на практике в группе определять собственные чувства, видеть, как много сходного между членами группы в переживании отрицательных эмоций, и на примере одного из чувств понять, как можно отреагировать это чувство неразрушительным для себя и других образом. После отчета о самочувствии в настоящий момент (это полез ...

Техника налаживания взаимопонимания. Прием демонстрации понимания партнера, снятие интеллектуальных барьеров.
Это конструктивный обмен информацией, так как интеллектуальный барьер - это различное понимание одного и того же вопроса. Но и здесь можно расположить человека к себе. Это можно сделать, если показать преимущество другого человека перед Вами если не в целом понимании проблемы, то хотя бы в какой-то грани ее. В этом случае для иллюстраци ...

Особенности видов мышления
В психологии выделяют три вида мышления, которые в то же время являются уровнями его развития. Сначала возникает наглядно-действенное мышление - способность устанавливать свойства и связки предметов и явлений в практической деятельности с ними, дальше формируется наглядно-образное мышление - операция обидами предметов, и в конце - верба ...