Материалы » Потребности как источник развития личности дошкольника » Формирование потребностей и их особенности в детском возрасте

Формирование потребностей и их особенности в детском возрасте
Страница 1

Потребности являются первоисточником психической активности ребенка.

Безусловно, человек в детстве испытывает преимущественно физиологические потребности — в пище, питье, тепле и тому подобном, и нет возможности говорить о наличии у него каких-либо мотивов и тем более ценностей, интересов, убеждений. Однако именно этот период — период становления личности — исключительно важен для формирования и дальнейшего развития всего мотивационного комплекса человека. Следовательно, на этом этапе онтогенетического развития совершенно необходимо рассмотреть те первые, социально обусловленные потребности, которые впоследствии, претерпев качественные преобразования, будут предопределять не только уровень, но и направленность всей активности человека.

Физиологические потребности — потребности, существенные для физического выживания человека. В эту группу включаются потребности в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Социогенные потребности — потребности, порождаемые жизнью человека в социуме.

В рамках психоаналитической традиции ребенок представляется существом, находящимся во власти инстинктивных влечений своего организма, полностью погруженным в его переживания, и в соответствии с этим эгоизм и самолюбие ребенка выступают в качестве первичных социальных мотивов человека.

По концепции Ж. Пиаже, детство определяется как период абсолютного эгоцентризма, в течение которого ребенок ограничивается в большей степени удовлетворением простейших жизненных потребностей (Пиаже Ж., 1994).

В противовес этим взглядам выступает Л.С. Выготский, который полагает, что даже самые элементарные жизненные потребности ребенка могут быть удовлетворены не иначе как с помощью взрослых, ухаживающих за ним, и в первую очередь матери.

Среди физических потребностей важнейшими можно считать питание, сон, отдых, движения. Есть, например, дети, неспособные ни к какой деятельности, когда они голодны. Однако есть и такие ребята, которые весь день могут бегать во дворе, не ощущая голода. Потребность в свободе движений, в активности у них сильнее чувства голода.

Одни дети ощущают необходимость в движении на свежем воздухе, они должны вдоволь набегаться, прежде чем сесть за уроки. Другие дети должны много отдыхать, спать в определенное время, они способны порой заснуть где угодно. Некоторые ребята трудно засыпают, но легко просыпаются и всегда свежи. Есть дети, которые при малейшем дуновении ветерка трясутся от холода, а после купания в море или в реке «синеют». Но ведь есть и такие, которые всю зиму ходят без головного убора, не признают теплого нижнего белья, шарфа и зимних пальто.

Изучение физических потребностей своего ребенка важно для того, чтобы правильно их удовлетворять и формировать в соответствии с общим развитием. Очень часто это надо знать и для того, чтобы не вести с ребенком упорную «войну», которая приводит к напрасной трате энергии (ее можно использовать с пользой) и погружает семью в неприятную атмосферу беспредметных конфликтов. Разумеется, не всякое желание ребенка следует удовлетворять в той форме и в той мере, в какой он требует. Задача воспитания в этом направлении состоит в развитии высоких, жизненно необходимых потребностей, в подавлении вредных для ребенка стремлений, в выработке у него правильного взгляда на свои желания по отношению к потребностям других людей. Потребности лежат в основе мотивации человеческих действий, направленных на их удовлетворение. Устойчиво доминирующие мотивы определяют направленность личности (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский, М.С. Неймарк и др.). [8,с.238] Мотивом принято считать любую побудительную силу поведения, скрывающуюся внутри нас. На первый взгляд потребности, которые также относятся к внутренним побудительным силам поведения, можно отождествить с мотивами, т.е. сделать два понятия синонимами. Не только в обыденном, но и в научном словоупотреблении мотив понимается расширительно - как выразитель потребностей или побуждений организма. В первой половине XX века психологи уравнивали мотивы даже с инстинктами, но, осознав неплодотворность такого подхода, свели их к потребностям. Правда, разрушили те и другие на две группы. У них получились первичные мотивы, соответствующие врожденным потребностям, и вторичные мотивы, соответствующие приобретенным. В результате сложилась традиция расширительной трактовки мотивов в психологии. К ним относили потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы, короче, все, что побуждает. Дело, видимо, в том, что мотив несет в себе какую-то осмысленность. М.Вебер выделил два обязательных условия, которым должно отвечать социальное действие (т.е. человеческое поведение):

Страницы: 1 2 3 4


Способности. Понятие о способностях.
Способности — индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные, перцептивны ...

Методика и методология
Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент . Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; сущес ...

Операционный аспект мышления
Как отмечалось, при олигофрении нарушения умственной деятельности, в первую очередь, оказывается в недоразвитии операций мышления, в частности анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения. Анализ - это операция мышления, которая заключается в выделении составляющих, признаков и свойств объекта познания. Анализ тесно связан ...