Введение
Страница 1

Воспитание подрастающего поколения — обязанность граждан России. Все общество заинтересовано в том, чтобы дети — наша смена — вырастали достойными гражданами. Поэтому в настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения и представления воплощаются в реальных поступках и поведении. Другими словами, психологическое развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В этом случае он действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения.

Таким образом, основным результатам психологического развития должно стать формирование нравственного поведения ребенка. А для этого необходимы, во-первых, знания о моральных нормах (принципах, правилах), а во-вторых, собственное эмоциональное отношение к этим нормам. Учитывая, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, именно социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании детей, воспитании культуры межличностных отношений. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Среди множества психических явлений (мышление, память, способности, темперамент и т.д.) есть одно, превосходящее по значению все другие – потребность. Это особая сущностная сила Я, внутренняя энергия личности, как бы заряжающая человека для действий по обеспечению самосохранения и саморазвития недавно приобрела статус центрального психологического явления. Потребность это источник активности личности. Движущие силы развития личности в активности являются противоречия между постоянными изменениями в деятельности потребностями с одной стороны и реальными возможностями с другой. Противоречие должно осознаться и разрешиться. Удовлетворение заменяется новой потребностью более высокой по уровню развития, поэтому развитие постоянно продолжается. Формирование высших потребностей, начиная с детского возраста духовных, социальных задача воспитателей и родителей. Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных институтов: семьи, дошкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребёнка с окружающими людьми. В процессе развития личности ребенка доминирует семья, и его основные личностные преобразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. Особенно следует подчеркнуть то обстоятельство, что основы будущей личности формируются в дошкольном возрасте, и, следовательно, правильное и рациональное воспитание должно начинаться с первых дней жизни человека. Иначе могут произойти существенные изменения в характере личности, его мировоззрении (благодаря тем или иным условиям), что в будущем может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях. Актуальность нашей работы состоит в том, что потребности человека являются исходными побуждениями к деятельности. Полноценное формирование личности решающим образом зависит от “самодвижения” потребностей. Мир, в котором мы живем, с каждым днем становится все более противоречивым и сложным. Меняется мир, меняются взгляды, суждения и социальные ценности общества. Сложившаяся ситуация выдвигает перед нашими педагогами и родителями проблему детального изучения интересов и потребностей ребенка, нахождение способов реализации этих потребностей. Проблема воспитания потребностей в литературе раскрывается недостаточно: она не выдвигается в качестве специальной задачи воспитания, такого раздела нет в учебниках, нет его и в программе воспитательной работы в детских садах и школах. Вследствие этого нет и разработанной методики воспитания потребностей и мотивов. Вопрос о потребностях растворен в теме “деятельность”. Авторы, описывающие развитие ребенка раннего возраста выделяют ряд параметров, по которым описывают развитие ребенка: физическое развитие, эмоциональное развитие, развитие психических функций, речевое развитие, ведущий тип деятельности, отношения со взрослым и другими детьми.

Страницы: 1 2


Накопление знаний о перинатальном развитии в медицине и физиологии. Современные теории внутриутробного психического развития
Постепенно с усилением роли науки, описанные выше представления были признаны атавизмами не заслуживающими внимания серьезного исследователя, а изучение беременности, родов и внутриутробного младенца было сведено к изучению физиологических процессов, соответствующих данным периодам. Данный подход нашел свое отражение и в психологической ...

Собственные исследования. Определение поведенческого типа реакций (П.Т.Р.) у спортсменов
По данному тесту-опроснику можно определить у хоккеистов поведенческий тип реакций – это активный, ситуативный и умеренный тип реакций. Таблица 2 Критерий баллов дифференцированных групп поведенческого типа Активный (105–170) Ситуативный(65-104) Умеренный (0 – 64) Чел. Чел. Чел. ПТА1 170-137 6,6% ...

Личностная типология “трудных” для общения людей
Вместе с освоением техник и приемов общения следует учитывать, что сотруднику таможенных органов, как впрочем, и вообще по жизни, приходится взаимодействовать в условиях далеко не комфортных с точки зрения настроя на общение другого. Эта область более предметно рассмотрена в социальной психологии и конфликтологии. Теоретики и практики р ...