Введение.
Страница 1

Социальная реадаптация освобожденных из мест заключения - сложный и многогранный процесс. Он охватывает комплекс вопросов их нравственной, психологической, практической подготовки к жизни в обществе, освоения ими новых социальных ролей, постановления полезных контактов, устранения или нейтрализации отрицательных факторов, препятствующих возвращению данной категории граждан в русло честного согласующегося с законом существования. А также разумеется активного управления этим процессом со стороны государственных и общественных организаций.

Положение ранее судимых осложняется тем, что в период лишения свободы они повседневно подчиняясь строгим правилам тюремного распорядка, утрачивают способность к самостоятельности, отвыкают от необходимости заботиться о себе во всем полагаются на предусмотрительность администрации. И при выходе на волю не всегда готовы проявлять достаточно энергии для того, чтобы включиться в трудовую деятельность, подчас склонны идти по пути наименьшего сопротивления преступным рецидивом. На личность преступника, отбывшего наказание практически нельзя воздействовать эффективно, не внося коррективы в непосредственно окружающую его социальную среду, не меняя способы взаимодействия с этой средой.

Завершающим и наиболее ответственным этапом ресоциализации бывшего осужденного является его приспособление к жизни на свободе, как правило, в новых, порой трудных условиях, при бытовой неустроенности, разрушенности прежних социальных связей, отсутствии жилья, больших сложностях в трудоустройстве и т. д. Все это требует от освобожденного значительных душевных усилий, терпения, выносливости, что под силу далеко не каждому. В результате нередко лица, вышедшие из исправительного учреждения, вновь совершают преступления. Эти проблемы обусловливают необходимость проведения в условиях исправительного учреждения специальной работы по психологической подготовке освобождающихся к жизни в новых условиях. Причем необходимо отметить, что только нравственной и практической подготовки осужденных к жизни в нормальных условиях недостаточно. Необходима еще их психологическая подготовка, которая состоит в активизации психики, формировании установки на соответствующее поведение в условиях свободы. В результате таких целенаправленных воздействий у освобождаемого формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает безболезненное вхождение в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.

Процесс адаптации, приспособления к условиям жизни на свободе в нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы сложен, он требует от личности мобилизации всех ее лучших качеств. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: научиться расходовать заработанные за период нахождения в местах лишения свободы деньги, обеспечивать себя питанием, одеждой, жильем, мобильно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний и т. д. Материально-бытовая необустроенность, неприятие обществом, не просто нежелание оказать помощь или содействие в чем-либо, но категоричный отказ по той лишь причине - «ранее судим», приводят бывшего осужденного, даже совершенно исправившегося в период отбывания наказания, к совершению нового преступления. Отсюда вытекает другая, еще более острая социальная проблема - борьба с рецидивом преступлений. И особенно актуальна она по отношению к несовершеннолетним преступникам, которые еще могут вернуться в нормальную социальную среду, стать полноценными гражданами общества. Все это определяет социально-практическую значимость темы курсовой работы, актуальность вопросов, затронутых в ней.

Страницы: 1 2


Запомни по порядку
Время проведения: 3 мин Зачитывают 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены. Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок. ...

Выводы
Анализ психолого-педагогической литературы и личное наблюдение во время прохождения педагогической практики показывает, что учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном периоде начинает формироваться учебная деятельность. В процессе, в котором вырабатываются такие качеств ...

Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Причины усиления интереса к малым группам в социальной психологии XX века. Объективнее условия возрастания значения малых групп в общественной жизни. Основные вехи истории изучения малых групп в социальной психологии. Социологический и социально-психологический подход к изучению малых групп. Традиции в социологическом и социально-психо ...