Материалы » Социально-психологическая характеристика конфликтов » Практическая часть. Методики диагностики конфликтов.

Практическая часть. Методики диагностики конфликтов.
Страница 1

Проведенный нами анализ литературы позволил сделать вывод, что конкретные методики, изучающие конфликт как таковой, отсутствуют или их достаточно мало. Найденные нами методики затрагивают в той или иной степени конфликтные ситуации, однако не являются полноценным способами их диагностики и анализа. В связи с этим мы считаем уместным использовать несколько методик одновременно, что дает более полную картину конфликтной ситуации, ее особенностей, причин и протекания. К этому же выводу приходят и другие авторы, работающие по данной проблеме. Так Замедлина Е. А. приводит следующий список тестов и опросников, позволяющих «выявить аспекты конфликтности личности:

1) личностный Опросник Г. Айзенка – позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал: «экстраверсия – интроверсия» и «нейротизм – стабильность»;

2) шкала реактивной и личностной тревожности – разработана американским психологом Ч. Спилбергером для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойства личности. Как свойство личности оно выступает индикатором проявления человеком опасения, страха в объективно безопасных ситуациях, воспринимаемых им как угрожающие;

3) методика «Q-сортировка» - предложена Х. Заленом и Штоком, позволяет измерить проявления у членов группы таких тенденций поведения, как зависимость – независимость, общительность – необщительность, стремление к борьбе – избегание борьбы;

4) Опросник К. Томаса – предназначен для определения стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Оптимальным поведением считается такое, когда принимаются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Выбор стратегии определяется личностными и социальными факторами. Ориентацию на ту или иную стратегию зависит от преобладающего отношения к окружающим, уровня агрессивности, возраста человека, типа деятельности, склонности к нормативному или асоциальному поведению.[4]»

Исходя из выше сказанного мы посчитали уместным подобрать свой круг опросников и тестов, изучающих различные специфики конфликтных ситуаций. Данные методики мы разделили на два класса: методики оценивающие отношения человека с социумом и методики, оценивающие личностные характеристики участника конфликтной ситуации.

К первой категории мы отнесли методику: «Отношение к взрослым и сверстникам»:[5]

Используемый материал: листы бумаги различного цвета, краски.

Методика предназначена для детей 4 – 7 лет. В ходе исследования проводится три эксперимента:

1) рисование на тему «Мой воспитатель»;

2) рисование на тему «Моя семья»;

3) рисование на тему «Ребенок – детское общество». Состоит из трех ситуаций:

- изображение себя;

- изображение своего друга;

- изображение сверстника (экспериментатор называет его имя, фамилию), к которому испытуемый проявляет негативное отношение.

До начала рисования ребенку дают разноцветные листы бумаги (серый, коричневый, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, черный) и предлагают сказать, какой цвет из предложенных нравится и какой не нравится. Затем вновь дают такие же листы бумаги, на любом из которых предлагают нарисовать рисунок на ту или иную тему.

Страницы: 1 2


Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии
Бурное развитие социально-психологических исследований в значительной мере стимулировано практическими запросами, которые требуют достаточно быстрых решений. Это наложило свою специфику на становление самой научной дисциплины: в социальной психологии имеет место определенный «обгон» фундаментальных исследований со стороны прикладных раб ...

Приложение 1
ОПРОСНИК АГРЕССИИ БАССА-ДАРКИ ИНСТРУКЦИЯ: Ответьте "да" или "нет" на приведенные ниже вопросы. ТЕКСТ ОПРОСНИКА 1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. 2. Иногда я сплетничаю о людях, которых я не люблю. 3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. 4. Если меня не попросят по-хоро ...

Активное слушание
Когда пассивного слушания недостаточно, следует перейти к активному слушанию. Бизнесмен, который говорит только о себе и своей фирме, не проявляя интереса к деловым партнерам, как правило, не добивается серьезных успехов. Самая распространенная ошибка начинающих коммерсантов, когда они стараются склонить собеседника к своей точке зрен ...