Материалы » Эффекты социально-психологических тренингов » Индивидуальные особенности участников

Индивидуальные особенности участников
Страница 1

Фактором, тесно связанным с результатами участия в тренинговой группе, является индивидуальные особенности членов группы.

Из результатов многочисленных исследований следует, что от 17 до 57% клиентов, начинающих групповую работу, отказываются от этой формы до планового срока ее окончания. Это можно рассматривать в качестве информации, что для подобных клиентов, по крайней мере, по их субъективным представлениям, групповая форма обучения не дает ожидаемых результатов. Оказалось, что процент лиц, отказавшихся от занятий в группе, значительно выше в сравнении с лицами, проходящими курс индивидуального консультирования [139].

Большинство участников, отказавшихся от групповой терапии, пытались объяснить свой отказ отличием групповой формы работы от индивидуальной. Работа в группе в начальном периоде оказывается для клиента более напряженной. Из работ И. Ялома и К. О’Браена [139] следует, что этот трудный период длится до момента создания в группе ощущения общности (принадлежности), которое основывается на вовлечении участника в групповой процесс, создаст у него ощущение принятия группой и тренером.

И. Ялом сравнивал лиц, отказывающихся от работе в группе с остальными по 33 основаниям. Статистически значимыми оказались толь 4 результата:

1. количество информации о себе, предоставляемой участниками (участники, решившие до конца продолжать работу в группе, предоставляли больше информации о себе),

2. степень мотивации к участию в тренинге (они имели большую мотивацию к данному методу воздействия и обучения),

3. заинтересованность в взаимодействии с другими участниками (проявляли больший интерес к другим членам группы),

4. степень популярности (были более популярными в группе).

"Те участники, которые оказались "неудачниками", еще до начала занятий в группе были в большей степени, чем другие кандидаты, неуверенны в себе, имели низкую самооценку, нереалистичные ожидания по отношению к групповому опыту, а также были склонны избегать стрессовых ситуаций" [104, 114].

Иными словами, те члены группы, которые при стремлении к изменению и личностному росту психологически уязвимы, неадекватны в межличностных отношениях, составляют группу риска. Между тем, именно таким людям психологическая помощь и активные групповые методы психологического воздействия необходимы в большей степени, чем людям, обладающим лучшими социально-психологическими характеристиками.

При этом, необходимо учитывать, что многие участники испытывают пик дискомфорта в первых двух фазах групповой динамики, и если с помощью тренера эти фазы будут успешно преодолены, то включиться в дальнейшую деятельность группы будет намного проще всем участникам. Однако, если участник проявляет крайне деструктирующее поведение, что мешает группе и значительно снижает эффективность занятий, то возможно наиболее правильным было бы индивидуально обсудить с участником причины его нежелания оставаться в группе. Задачей тренера здесь становится грамотно и внимательно отнестись к каждому участнику индивидуально и четко понимать степень целесообразности присутствия того или иного участника в группе от начала до конца занятий.

Страницы: 1 2


Выводы
Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. Основными деятельностными формами проявления агрессии являются: ярость, раздражение, злость, ненависть. Различные аспекты межличностных отношени ...

Приемы активного слушания
Довольно часто, особенно когда собеседник волнуется, возникает необходимость добиться точного понимания того, что он говорит. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование. Прием выяснения состоит в обращении к говорящему за некото ...

Исследование достижения и неудачи как причины стресса
Люди с высокой и низкой самооценкой, как правило, по-разному объясняют свои достижения и неудачи. Вейнер (1971) считает, что значение достижений и неудач в самовосприятии индивида обусловлено оценкой своих способностей, трудностью задачи, а также везением и упорством. Данные, полученные в этом исследовании, показывают, что дети с высоко ...