Материалы » Эффекты социально-психологических тренингов » Индивидуальные особенности участников

Индивидуальные особенности участников
Страница 1

Фактором, тесно связанным с результатами участия в тренинговой группе, является индивидуальные особенности членов группы.

Из результатов многочисленных исследований следует, что от 17 до 57% клиентов, начинающих групповую работу, отказываются от этой формы до планового срока ее окончания. Это можно рассматривать в качестве информации, что для подобных клиентов, по крайней мере, по их субъективным представлениям, групповая форма обучения не дает ожидаемых результатов. Оказалось, что процент лиц, отказавшихся от занятий в группе, значительно выше в сравнении с лицами, проходящими курс индивидуального консультирования [139].

Большинство участников, отказавшихся от групповой терапии, пытались объяснить свой отказ отличием групповой формы работы от индивидуальной. Работа в группе в начальном периоде оказывается для клиента более напряженной. Из работ И. Ялома и К. О’Браена [139] следует, что этот трудный период длится до момента создания в группе ощущения общности (принадлежности), которое основывается на вовлечении участника в групповой процесс, создаст у него ощущение принятия группой и тренером.

И. Ялом сравнивал лиц, отказывающихся от работе в группе с остальными по 33 основаниям. Статистически значимыми оказались толь 4 результата:

1. количество информации о себе, предоставляемой участниками (участники, решившие до конца продолжать работу в группе, предоставляли больше информации о себе),

2. степень мотивации к участию в тренинге (они имели большую мотивацию к данному методу воздействия и обучения),

3. заинтересованность в взаимодействии с другими участниками (проявляли больший интерес к другим членам группы),

4. степень популярности (были более популярными в группе).

"Те участники, которые оказались "неудачниками", еще до начала занятий в группе были в большей степени, чем другие кандидаты, неуверенны в себе, имели низкую самооценку, нереалистичные ожидания по отношению к групповому опыту, а также были склонны избегать стрессовых ситуаций" [104, 114].

Иными словами, те члены группы, которые при стремлении к изменению и личностному росту психологически уязвимы, неадекватны в межличностных отношениях, составляют группу риска. Между тем, именно таким людям психологическая помощь и активные групповые методы психологического воздействия необходимы в большей степени, чем людям, обладающим лучшими социально-психологическими характеристиками.

При этом, необходимо учитывать, что многие участники испытывают пик дискомфорта в первых двух фазах групповой динамики, и если с помощью тренера эти фазы будут успешно преодолены, то включиться в дальнейшую деятельность группы будет намного проще всем участникам. Однако, если участник проявляет крайне деструктирующее поведение, что мешает группе и значительно снижает эффективность занятий, то возможно наиболее правильным было бы индивидуально обсудить с участником причины его нежелания оставаться в группе. Задачей тренера здесь становится грамотно и внимательно отнестись к каждому участнику индивидуально и четко понимать степень целесообразности присутствия того или иного участника в группе от начала до конца занятий.

Страницы: 1 2


Ароматерапия
Ароматерапия – идеальное средство самопомощи, поскольку оно одновременно действенно и доставляет нам большое удовольствие. Ванны, массаж и ингаляции с эфирными маслами могут повысить наш иммунитет, укрепить здоровье и улучшить самочувствие в целом. Вдобавок применение эфирных масел в соответствии с указаниями не предполагает побочных эф ...

Современные теории личности.
Теория личности А. Адлера — модель теории личности в индивидуальной психологии. В ней постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувств ...

Анализ информационных ресурсов для автоматизации психодиагностических методик
Автоматизированные интерактивные системы профориентации и информации – замечательное достижение технологии значительно облегчают выбор профессии и обсуждении этих проблем на международном уровне. Самое главное преимущество автоматизированной системы профориентации состоит в упорядочении данных. Дисплей, программное обеспечение, распечат ...