Материалы » Особенности неречевого общения » Знаковые системы неречевого общения

Знаковые системы неречевого общения

Неречевой вид общения включает следующие основные знаковые системы:

1. Оптико-кинетическая.

2. Пара- и экстралингвистическая.

3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса.

4. Визуальный контакт.

5. Ольфакторная (обонятельная, запаховая)

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем дело с жестикуляцией; лица , и тогда мы имеем дело с мимикой; позы, и тогда мы говорим о пантомимике).

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система - это система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность. Паузы, покашливания, темп, ритм, высота голоса и ее изменения многое могут нам сказать об эмоциональном состоянии человека, о том, что он на самом деле хочет сказать (в содержательном плане он может говорить абсолютно противоположные вещи).

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несёт смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. Нормами пространственной и временной организации общения занимается специальная область науки проксемика. Например, регулярно опаздывающий партнер бессознательно не хочет идти на встречу с Вами, а во время экзамена лучше сесть не прямо напротив, а по диагонали от экспериментатора (чтобы не вызывать ощущение конфронтации).

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия -движения глаз. Человек что-то вспоминает (если смотрит вверх), или скрывает от вас (избегает взгляда) и др.

Ольфакторная система представляет собой совокупность запахов, оказывающих влияние на коммуникацию. В жизни животных запах играет особенную роль: обеспечивает брачные игры, им обозначается социальный статус особи (начальники пахнут по-особому), принадлежность территории (самцы метят территорию особым пахучим секретом), то у людей роль запаха значительно менее выражена. Тем не менее, запах срабатывает даже биологически: известно, что некоторые вещества - половые аттрактанты - способны возбуждать необъяснимое половое влечение к персоне, пользующейся соответствующим ароматом. Ребенок узнает мать по запаху и на начальных этапах привязанность формируется именно за счет обоняния. Наконец, естественные и искусственные ароматы в какой-то мере помогают нам определить социальный и профессиональный статус человека: вспомните, чем пахнут бомжи и состоятельные дамы, врачи и повара.


Хаос
Время проведения: 5 мин В словах, которые даны ниже, буквы представлены хаотично, как вздумается. Вам надо прочесть предложения - неразберихи: 1. Аон ылба, акк вецкот, типирыйб демисод и мротев к лемзе. 2. Но лы зеб рыем длымуа ад мынзоор. ...

Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается часто неосознанно ...

Выводы
Анализ психолого-педагогической литературы и личное наблюдение во время прохождения педагогической практики показывает, что учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном периоде начинает формироваться учебная деятельность. В процессе, в котором вырабатываются такие качеств ...