Классификация эффектов
Страница 2

· эффекты, заключающиеся в проверке участниками группы своих обобщенных "паттернов" (установок, образов), касающихся других людей.

· общие диагностические установки и умения, направленные на другого:

- стремление понять позицию партнера;

- большая обостренность к миру его чувств и его невербальным проявлениям;

- установка на всесторонность восприятия, оценки партнера;

- развитие умения слушать собеседника.

3. Сопутствующие эффекты СПТ:

· развитие установки на социально-психологическую активность и связанных с ней характеристик;

· осознание общения как самостоятельной ценности;

· развитие гуманистической установки на партнера по общению;

· эффекты психотерапевтического типа:

- повышение уверенности в себе;

- осознание участниками того факта, что беспокоящие их проблемы не являются чем-то уникальным, что они присущи другим людям, а это рождает чувство облегчения;

- групповая поддержка, повышение самооценки;

- активизация чувства нужности другим людям;

- снижение внутренней напряженности;

- облегчение после обсуждения проблем конкретного участника;

С.А. Беличева [115] называет пять основных ожидаемых эффектов СПТ:

1 приобретение психологических знаний – взглядов различных психологических школ на личность и процесс взаимодействия людей, движущие силы этого взаимодействия и приемы эффективного общения,

2 приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения – в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при слушании и т.п. – то есть тактик общения,

3 коррекция (развитие, формирование) коммуникативных установок, таких как: партнерство – позиция силы, искренность – манипуляция, вовлеченность – избегание общения, настойчивость – соглашательство, то есть стратегий общения,

4 адекватное восприятие себя, других, ситуаций общения,

5 развитие, коррекция личности, ее глубинных образований, решение личностных, экзистенциальных проблем.

С. Ледер [65] выделяет такие эффекты как:

1 получение большего объема знаний о себе и своих отношениях с окружающими,

2 приобретение новых социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия,

3 коррекция неадаптивных форм поведения,

4 разрешение трудностей и проблем, нарушающих функционирование и обедняющих личность,

5 ощущение счастья и удовлетворения от творческой жизни,

6 способность принимать самостоятельные решения и совершать выбор с целью эффективного самоконтроля и управления своим поведением.

Суммируя данные об эффектах СПТ, К. Роджерс [154] выделяет изменения, происходящие в трех сферах: в индивидах, в отношениях, в организациях. Что касается изменения индивидов, то они происходят, прежде всего, в представлении о самом себе. В свою очередь, это является предпосылкой большей реализации потенциальных возможностей человека - приводит к выработке нового стиля жизни - интеллектуального, философского, профессионального. Отмечается весьма индивидуализированный характер воздействия группы на участников: одних группа не затронула, у других эффект проявился позже, у третьих он оказался временным, положительным либо отрицательным и т. д.

Описывая изменения во взаимоотношениях, Роджерс ссылается на наблюдения людей, для которых опыт "группы" привел к удивительному изменению глубины контактов, например с супругами, детьми, у учительницы - с учениками. Правда, в заключение отмечает Роджерс, все это случается не с каждой семьей и не с каждой учительницей, принявшей участие в группе.

Относительно изменений в организации суждения автора более осторожны. Он ссылается на отдельные примеры, когда "межличностная коммуникация становилась ядром и сердцевиной деловых отношений". Однако, в то же время, подчеркивает факт сложного, неоднозначного воздействия опыта групп на жизнь организации, социального института.

Как указано ранее (см. п. 1.2.2.), на определенном этапе развития тренинговые группы представляли собой отдельное направление, представленное двумя школами: одна из них была связана с деятельностью К. Левина и использовала малые группы с целью повышения личной и групповой эффективности; вторая – связана с идеями К. Роджерса и использовала группы главным образом для эмоциональной стабилизации и личностного роста. В приведенных классификациях западные авторы чаще указывают ожидаемые эффекты, которые можно отнести к первому направлению, а российские авторы чаще указывают эффекты, относящиеся к направлению, связанному с идеями К. Роджерса.

Страницы: 1 2 3


Предметно-действенное мышление
Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он ан ...

Анализ данных, полученных психобиографическим методом и методом наблюдения
Проведенное исследование позволило выявить: I - основные неконструктивные стереотипы межличностного взаимодействия супругов, проявляющиеся в ситуации семейного конфликта; II - предпосылки их формирования; III - содержание эмоциональной составляющей исследуемого комплекса стереотипов; IV - динамику разворачивания ситуации семейного конфл ...

Биологические закономерности депрессии.
В последние годы актуальными являются исследования, связанные со стрессом и определением его вклада в патогенез невротических и аффективных расстройств. Выявлено, что при депрессивных расстройствах наблюдаются супрессия Т-клеточного иммунитета, снижение количества натуральных киллеров, дисрегуляция факторов неспецифической резистентнос ...