Материалы » Особенности эмоциональной сферы больных алкоголизмом » Проблема алкоголизма в контексте исследования самосознания

Проблема алкоголизма в контексте исследования самосознания
Страница 2

Алкоголь может искусственно успокаивать, снимать тревогу и напряжение, вызывать более спокойный и упрощенный взгляд на реальные неприятности или конфликты. Это седативный (успокаивающий) эффект алкоголя. Подобная психологическая иллюзия может привязать к себе некоторых лиц, находящихся в психологическом напряжении, в затяжной конфликтной ситуации, имеющих неприятности в личной, семейной жизни, в сфере профессиональной деятельности.

Легкая степень опьянения снимает действие «сдерживающих центров» (И.П. Павлов называл алкоголь «нервным парализатором»). Резко затрудняется предусмотрительность. Одновременно усиливается впечатлительность, повышается общительность, растормаживаются низкие инстинкты (влечения), в частности, половой. Отсюда - неразборчивость в связях, венерические заболевания, преступления на сексуально - половой почве, аборты, рождение неполноценных, слабых детей.

Алкоголь подталкивает людей к облегченному преодолению морально-этических ограничений, способствует пренебрежению такими нравственными категориями, как долг, честь, верность. Человек становится способным на дурной поступок, который он бы категорически отверг, будучи трезвым. По данным ГУИН РФ от мая 1999 года 87 % лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, пошли на преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Случайные половые связи, совершенные в состоянии легкого опьянения, являются причиной половины беременностей, завершившихся незамужних женщин первым абортом, 80 % случаев заражения сифилисом и 85 % гонореей [14, с. 210]

Искусственное повышение общительности в состоянии легкого алкогольного опьянения, усиление при этом решительности, смелости называют коммуникативным свойством алкоголя, часто выступающим причиной психологической зависимости от него в подростковом возрасте, в начале полового созревания [19, с. 45]

Некоторые типы личности могут, особенно в молодом возрасте, подтолкнуть на путь приобщения к алкоголю.

Неустойчивый тип. Основное проявление - безволие. Все, что требует хоть каких-то затрат труда, человеку неприятно, нежелательно. В то же время несоразмерно развита тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Все дурное словно липнет к людям такого рода. Они рано начинают курить. Тяга к бездумному времяпровождению, поиск новых острых впечатлений только подталкивают к употреблению спиртного и наркотиков. Желание вернуться к веселому настроению приводит к повторным выпивкам, при этом предпочитаются слабые сладкие алкогольсодержащие напитки, так как «водка не вкусная и быстро валит с ног».

Эпилептоидный или возбудимый тип. Главные черты: крайняя неуравновешенность, периоды беспричинной злобной тоски, мрачность, накипающее раздражение, сопровождаемое поиском объекта, на котором можно «сорвать зло». Такие люди стремятся к власти, диктаторству, всегда с выгодой для себя. Нередко злопамятны и мстительны, ревнивы. Первое знакомство с алкоголем может иметь для них драматические последствия, так как возникает устойчивое желание повторить испытанные ранее ощущения, появляется потребность «пить до отключения».

Страницы: 1 2 3


Организация и методика проведения психодиагностического обследования. Организация и методика психодиагностического обследования
Обследование дошкольников проводилось в частном детском саду города Полевского. Обследование проводилось в период с 1.05 по 8.05.2007 г. Общее количество обследуемых – 8 человек, из которых 6 мальчиков и 2 девочки, средний возраст в группе – 5,5 лет. Возрастной разброс в выборке составил 3 года: самому старшему респонденту – 7 лет, само ...

Категория общения в социальной психологии
Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Категория «общение», напоминает А. Л. Журавлев, является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», ...

Прикладная психология рекламы
Прикладной психологии, если она хочет идти в ногу со временем, никак нельзя не заниматься серьезным исследованием феномена рекламы и всех аспектов его проявления в обществе. Сегодня в условиях утверждающихся рыночных отношений этот вид информации перестает быть сугубо экономическим атрибутом и становится своеобразным элементом массовой ...