Теоретические исследования самосознания. Психологические
аспекты изучения внутренней картины болезниСтраница 1
В практической деятельности психологов, психиатров и психотерапевтов все чаще приходится сталкиваться с проблемой зависимого поведения, зависимости. Именно данная разновидность девиантного поведения оказывается наиболее сложной для психологической коррекции, психотерапии и психофармакотерапии. Не вызывает сомнений тот факт, что без понимания и прояснения механизмов формирования зависимого поведения, без уточнения самого понятия «зависимость», без определения ее четких диагностических и дифференциально-диагностических критериев невозможен эффективный и обоснованный коррекционный процесс.
Парадокс заключается в том, что зависимость оказывается многоликим и противоречивым явлением. Отчасти справедливо высказывание о том, что «человек, свободный от аддикции (зависимости), — это человек мертвый, вялый, у которого «вместо души пар» [7, с. 240]. Можно согласиться и с мнением о том, что аддикция — это не всегда «признак патологической слабости, это и проявление фонтанирующей жизненной силы, нередко креативности и высокой поисковой активности, оригинальности. Люди стремятся к аддиктивному поведению, потому что оно позволяет достичь чувства внутреннего эмоционального контроля над психической беспомощностью»[51, с. 64].
Но чаще аддикция по мере углубления предстает своей негативной стороной. И удовлетворенность превращается в тягостность и мучения. Термин Addictus, [57, с. 30], относится к сфере юридической. Он означает «приговаривать свободного человека к рабству за долги», т.е. аддикт (зависимая личность) — это тот, кто связан долгами. Метафорически зависимым (аддиктивным) поведением называется глубокая, рабская зависимость от некоей власти, от непреодолимой вынуждающей силы, которая обычно воспринимается и переживается как идущая извне, будь то наркотики, сексуальный партнер, пища, деньги, власть, азартные игры — то есть, любая система или объект, требующие от человека тотального повиновения и получающие его. Такое поведение выглядит как добровольное подчинение. Однако специалисты сходятся во мнении о том, что на самом деле во внешнем мире не существует неких принуждающих желаний или силы [38, с. 59].
Таким образом, можно отметить специфику зависимого поведения, заключающуюся в том, что аддикции (зависимости) могут включаться не только в структуру психологических девиаций и психопатологических расстройств, но и быть нормативными и даже гармоничными (например, трудоголизм, в некотором смысле, любовная аддикция). Спектр зависимостей распространяется от адекватных привязанностей, увлечений, способствующих творческому или душевному самосовершенствованию как признаков нормы до расстройств зависимого поведения, приводящих к психосоциальной дезадаптации [20, с. 78]. Проблема же заключена в том, что крайне важным в теоретическом и практическом плане является обнаружение различий патологических и непатологических форм зависимостей.
Под зависимым поведением (зависимостью), с нашей точки зрения, следует понимать разновидность девиантного поведения, характеризующегося непреодолимой подчиненностью собственных интересов интересам другой личности или группы, чрезмерной и длительной фиксацией внимания на определенных видах деятельности или предметах (фетишах), становящихся сверхценными, снижением или нарушением способности контролировать вовлеченность в данный вид деятельности, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения. Считается, что в структуре каждой зависимости можно отметить признаки увеличения толерантности, прогрессирующее забвение альтернативных интересов, продолжение зависимого поведения[23, с. 341].
В соответствии с указаниями в МКБ-10, расстройство личности зависимого типа диагностируется на основании следующих критериев:
1. неспособность принимать решения без советов других людей;
Результаты исследования, их количественный и качественный анализ
Результаты тестирования приведены в таблицах.
Результаты теста на самоотношения ( для испытуемой группы )
№
Шк 1
Шк 2
Шк 3
Шк 4
Шк 5
Шк 6
Шк 7
Шк 8
Шк 9
Н.ф.
Ι
Н.ф.
ΙΙ
Н.ф.
ΙΙΙ
1
3
2
4
3
7
3
2
7
9
12
12
16
2
3 ...
Социально-психологические аспекты развития группы
Формирование идеи развития группы наряду с идеей динамики групповой жизни. Основные подходы к анализу развития группы.
Традиции социально-психологического тренинга. Современные концепции «социализации группы». Проблема развития группы в исследованиях индивидуализма и коллективизма.
Значение идей А. С. Макаренко для разработки социальн ...
Методики исследования и исследуемые группы
Методы:
Для исследования представления о себе и определения отношения к собственному Я, а так же для определения самооценочного отношения к людям мы использовали следующие методики:
• Методика исследования самоотношения (МИС; Р.С.Пантелеев)
[56]
Назначение теста: Изучение эмоционально-ценностного компонента самосознания. Многомерный ...